Создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае рассказал об особенностях барнаульского шоу-бизнеса

10:14, 08 октября 2023г, Культура 713


Создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае рассказал об особенностях барнаульского шоу-бизнеса Фото №1
Создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае рассказал об особенностях барнаульского шоу-бизнеса Фото №2
Создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае рассказал об особенностях барнаульского шоу-бизнеса Миниатюра №3
Создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае рассказал об особенностях барнаульского шоу-бизнеса Миниатюра №3

«Работаем так, чтобы было очень много шуток подряд. Чем их больше, тем выше вероятность, что зацепишь зрителей», – считает Дмитрий Бобровский, создатель первого стендап-клуба в Алтайском крае. Он поделился с «АП» историей появления творческого объединения, рассказал о хейте и особенностях барнаульского шоу-бизнеса.

«Реплика» и деньги

– В 2018 году я переехал из села в Барнаул и попал в «Реплику» – это арт-пространство, где проводились поэтические, музыкальные вечера. Мне захотелось делать что-то юмористическое. Так появился проект, в котором комики боролись за денежный приз. То есть они платили за участие небольшую сумму денег, организаторы добавляли свою часть, а зрители решали, кто из них смешнее. Победитель забирал все деньги. Комиков я нашел в объединении «StandUp Алтай», которое существует с 2015 года. И с тех пор стал организатором шоу и параллельно начал выступать сам.

Идея организовать стендап-клуб в Барнауле появилась еще в ковидные времена. Когда началась пандемия, множество заведений закрылось, и выступать стендап-комикам было негде, действовали только небольшие площадки, при этом абсолютно необорудованные. Поэтому оснащение приходилось арендовать. Но вскоре нам подвернулся вариант с помещением, в котором мы сейчас и находимся. Это стало тем самым знаком – ну все, пора действовать.

Сейчас в команде организаторов четыре человека. Есть группа комиков, которых мы записываем на платные выступления, на какие-то форматы, где участник может попробовать себя в импровизационном жанре, выступить за деньги. Это уже совершенно другой опыт. К тому же мы постоянно набираем новичков. Они демонстрируют свои таланты на «открытых микрофонах», которые для того и нужны, чтобы каждый мог прийти и попробовать себя. Хорошо получилось – замечательно, выступай еще, плохо получилось – дорабатывай, выступай снова.

Что касается зрителей, то на выступления приходит разное количество людей. Зависит от сезона, погоды и дня недели, а также других факторов. Бывало на выступлении 40–50 человек, иногда и меньше.

Темы из жизни

– По сути, мы даем ребятам место, чтобы шутить. Выступить может абсолютно любой человек. На сцене у нас не только опытные комики, но и новички. Самый главный редактор – наш зритель. По его реакции можно судить, хорошая была шутка или нет.

Все темы для выступлений мы берем из жизни. Я пишу на тему отношений, наблюдений. Кто-то придумывает на абстрактные темы, другие – на реальные. Есть очень много забавных вещей вокруг нас. Однажды я выходил из магазина в ковидное время и увидел, как мужчина достал маску, вытер ею пот со лба, надел ее на лицо и пошел в магазин. Подобного рода случаи происходят каждый день, просто люди их, как правило, не замечают.

Буквально вчера писал заметки про сериал, который посмотрел. Главные герои – врачи. Сценаристы этого произведения все время накаляют историю, постоянно держат тебя в напряжении. Да, с работой своей они справляются отлично. Пациенты практически всегда на грани смерти, а врачи чудом их вытаскивают с того света, совершая при этом миллион ошибок. Но я на протяжении четырех сезонов наблюдаю за «криворукими» медиками, у которых постоянно что-то идет не так. Возникает вопрос: ну могли же за четыре сезона нормально научиться работать?

Последний монолог был связан с интровертами и экстравертами. Он о том, как первые воспринимают контакты с очень общительными людьми. Эту историю я написал за час. Иногда бывает – облаком накатывает, делаешь быстро и качественно, а иногда уходит не один год на доработку материала.

«Зритель всё чувствует»

– Успех зависит от комика. Если нет искренности, зрители, конечно, это чувствуют. Но если они приходят на наш стендап повторно, значит, мы все делаем правильно.

Важно понимать: чем чаще выступаешь, тем больше набираешься опыта. Как выяснили ученые, если усердно заниматься скрипкой – 10 тысяч часов, то человек станет хорошим скрипачом. Также и с юмором. Необходимы насмотренность и начитанность. Можно начать ходить на выступления других комиков и изучить «Stand Up. Библия комедии» Джуди Картер и «Ухожу в Stand Up» Стивена Розенфилда.

А дальше все зависит от комика. Если по человеку видно, что он старается, готов вкладываться эмоционально и развиваться дальше, – мы начинаем рассматривать возможность добавить его в основную команду, чтобы брать на выступления, в том числе платные.

У некоторых новичков бывают ошибки – они читают текст. Существует огромная разница между чтением и рассказом. В первом случае теряется контакт со зрителями и его становится неинтересно слушать. А может быть и наоборот, когда комик просто зазубрил текст: вроде и шутки смешные, и говорит сам, но подача неотработанная, и зрителя это не цепляет.

К тому же хоть один человек, но обязательно после выступления скажет: «Ой, материтесь много», «Ой, шутите на низкие темы». Да и хейтеры не отстают, пишут комментарии в соцсетях. Один из любимых: «Лучше бы завод построили, чем площадку для юмора открыли». Непонятно, почему люди считают: если мы создали стендап-клуб, то могли бы и завод открыть. Самое классное – когда хейт получается перебороть. Не нужно отвечать на него. Это всего лишь мнение другого человека.

Несерьёзное дело

– Я занимаюсь юмором почти пять лет. За это время сталкивался и с непониманием, и с негативом. Да и сейчас сталкиваюсь. Это неотъемлемая часть интернет-пространства и жизни.

Когда я только начал крутиться в этой сфере, мама говорила: «Найди себе работу, займись чем-нибудь полезным». Но за это время я переубедил ее. Теперь она меня очень сильно поддерживает морально. Юмор – это же не просто баловство. Это искусство.

Пока наши концерты сложно назвать заработком, у каждого комика есть основная работа. Но мы хотим и дальше развиваться в этом направлении. Я очень сильно люблю Барнаул, для многих это странно звучит. Мне нравится здесь жить, у меня в этом городе жена, наши родители, переезжать никуда не хочу. С другой стороны здесь мало что есть, в отличие от Санкт-Петербурга или Москвы. Это значит, что ты можешь стать тем, кто сделает что-то новое. Немного везения и упорства. Без них ничего не делается.

Фоторепортаж