Тёплое искусство

13:00, 14 января 2017г, Культура 1477


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В выставочном зале музея «Город» работает меж­региональная экспозиция «Гобелены Сибири».

Она открылась 29 декабря, когда все были озабочены не столько искусством, сколько встречей Нового года. Так что первыми зрителями стали в основном сами же мастерицы, сотрудники музея да преданные фанаты декоративного творчества. Однако у остальных барнаульцев еще есть время до 19 февраля, чтобы узнать, почему же эту выставку называют уникальной.

Внушительно выглядят уже цифры: более 100 работ и 25 авторов из Омска, Новокузнецка, Кемерова, Новосибирска и Барнаула. Причем в числе участников не только известные в Сибири мастера, но и юные выпускники барнаульской художественной школы № 2. А кроме классических гобеленных техник представлены также батик, войлочные панно и керамика от «Туриной горы». Впрочем, никакими цифрами невозможно описать впечатление от этих удивительных произведений, в которых главным инструментом художника становятся фактура и оттенок нити.

– Я считаю, что это успех: работы в нашем зале живут своей красивой жизнью, – сказала на вернисаже известная художница и сотрудница музея «Город» Юлия Кикоть, сама участвующая в этой выставке с росписями по ткани. – Это искусство накопительного плана – как прекрасный фольклор, который сначала многим непонятен, а потом все время звучит в голове. Есть искусство яростное, нахрапистое, но оно быстро выветривается из головы. Гобелен – искусство теплое, сильное и оно так много отдает!

Организовала экспозицию художница Екатерина Дёмкина, заведующая выставочным залом. Она признается, что итоговый результат оказался сюрпризом и для нее самой: да, многих авторов из других регионов она знает лично и они заранее присылали фотографии своих работ с указанием размеров, но невозможно предугадать, как все будет выглядеть на стенах. А получилась серьезная и масштабная выставка. И редкая – по словам Екатерины, последняя большая экспозиция, посвященная гобелену, проводилась в стране в 2014 году. Алтайский край взял на себя смелость собрать мастеров сибирского региона, хотя географию участников в будущем можно и расширить, если позволят материальные возможности.

А пока мы можем наслаждаться многообразием приемов и сюжетов, подвластных мастерам ручного ткачества. Здесь есть настоящая пейзажная живопись шерстяными нитками (например, Светлане Берзиной из Новокузнецка принадлежит серия тонких и атмосферных сельских пейзажей). Есть декоративные панно, экспрессивные абстрактные работы и строгие тематические циклы, сложные игры объемов (как в «Закате» Людмилы Якуниной из Новокузнецка или «Песне моря» Инны Акимовой из Кемерова). А еще цветные войлочные чудеса, висящая бахрома и вплетенные в полотна керамические и металлические элементы. Форматы – от небольших до огромных. Например, размеры гобелена «Египет» Людмилы Якуниной – 200х330 см (причем его величина не главное, на что стоит обратить внимание: знатоков восхитили сложность композиции и тонкость монохромного колорита). Пестрый и густонаселенный «Коралловый риф» Василия Фаломкина из Кемерова – 240х205 см.

Барнаульские участницы Татьяна Горбунова и Татьяна Еньшина присутствуют в двух качествах: как авторы и как наставники юных авторов. Они преподают в художественной школе № 2, учат детей декоративно-прикладному искусству в самом широком смысле: бумагопластике, лоскутному шитью, росписи по ткани, различным техникам коллажа. А через пять лет ученики делают дипломные работы в любом изученном материале и, как видно по этой выставке, многие выбирают гобелен.

Мы выспросили у Татьяны Горбуновой некоторые подробности.

– В моих работах, представленных здесь, использованы все классические гобеленные техники: полотняное, репсовое и сумаховое переплетение, объемное ткачество, – говорит Татьяна Львовна.

– А состав ниток имеет значение?

– Раньше гобелен выполняли только из натуральной шерсти, причем мастера ее сами же и красили. Сейчас могут быть любые нитки – к этому пришли, кажется, все художники, хоть в Грузии, хоть в Прибалтике. Хотя сегодня существуют мастерские, где все еще строго соблюдают традиции.

– Какие самые необычные материалы вы использовали?

– Все, что угодно! Мы как-то делали с детьми гобелены из текстиля по принципу половичков, в которых используются не нитки, а кусочки ткани. Вплетали керамику. Ограничений нет, главное – фантазия и идеи. Я швейник по профессии, окончила текстильный институт, до перестройки работала в Краевом доме моделей и была главным конструктором. А в магазинах тогда не было ничего и мы везли из командировок пуговки, тесьму, целые сумки одной только фурнитуры! Ее с тех пор много осталось, и сейчас я ее использую в творчестве – какие-то колечки, застежки для белья. Но главное, над чем мы работаем, – это цветовое решение, материалы нужно подбирать точно.

Проведешь на эскизе линию, но когда начинаешь делать гобелен, еще не раз над ней подумаешь. Бывает, вечером кажется, что все хорошо по цвету, а днем видно, что оттенки не те, приходится распускать!

– Как вы думаете, эта выставка сможет заинтересовать кого-нибудь искусством гобелена? Или это слишком сложно?

– Сложно? Нет, сложно – это когда лень. Ну первую работу мне было нелегко делать, но после нее возникло столько идей, что теперь не хватает времени их воплотить!

Фоторепортаж