Сложнее и интереснее

13:15, 25 сентября 2015г, Экономика 1740


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В период экономической турбулентности одни предпочитают свернуть свой бизнес до лучших времен, другие ищут выход в новой реальности. На прошлой неделе в Алтайской торгово-промышленной палате предприниматели рассказывали коллегам, как идут дела в их фирмах, а также предлагали друг другу рецепты рационального поведения. Нам показалось, что их короткие выступления создали объективную картину происходящего в экономике края.

Падение продаж

Алексей Крахтинов, управляющий директор ЗАО «Редукционно-охладительные установки»:

– Мы почувствовали, что число заказов сократилось в 2-3 раза по сравнению с предыдущими годами. С другой стороны, это дало возможность проанализировать слабые стороны, ошибки в управлении, оптимизировать ненужные затраты. Мы рассматриваем нынешний кризис как возможность толкнуться вперед. Предприятие пережило кризис 2008 года и увеличило объем производства вдвое. Сейчас тоже ищем новые рынки сбыта в странах дальнего зарубежья.

Константин Павлов, начальник отдела ЗАО «Петронефть-Бийск»:

– Мы ощутили очень сильное падение продаж, проблему с сырьем, причем алтайских производителей. Они свою продукцию предпочитают отправлять в Китай. Ситуацию усугубляют высокие железнодорожные тарифы на транспортировку нашей продукции.

Анна Деренчук, гендиректор ООО «Группа Компаний «Интегра» (юридические консультации и тестирование иностранных граждан):

– Кризис на нас повлиял отрицательно. Иностранцы на заработки не едут из-за девальвации рубля к доллару.

Олег Запков,  директор ООО «Тепловодоприбор»:

– Большая доля работы предприятия приходится на бюджетные организации. Сейчас у них проблемы с деньгами, это, соответственно, сказывается на нас. Хотя мы предлагаем достаточно выгодные контракты – устанавливаем энергосберегающее оборудование, за которое заказчики рассчитываются только с сэкономленных средств.

Есть плюсы, есть минусы

Антон Москвиченко, директор ООО «Новая Сибирь» (продажа продукции для личной гигиены):

– Нашу компанию не обошла турбулентность в экономике. Но если вспомнить наиболее благополучный 2007 год, когда экономика накачивалась деньгами, то можно сказать, что кризис – это возможность расти не за счет лишних денег, а благодаря нестандартным решениям. Например, еще недавно мы думали, что никогда не решимся пойти в Крым. Но пошли, закрепились. Хотя рынок там специфический, очень конкурентный. До сих пор там сильно влияние украинских функционеров.

Алексей Липин, руководитель планово-экономической службы ЗАО «Эвалар»:

– У нас хороший резерв прочности. Предприятие продолжает строительство нового производственного корпуса, и на 2018 год запланирован его запуск в работу. Это позволит увеличить мощность завода с трех до девяти миллиардов таблеток в год.

Но в целом на фармацевтическом рынке кризис внес больше негатива, чем положительных аспектов. 
В первую очередь мы почувствовали снижение покупательского спроса, во-вторых, у наших оптовых покупателей возникли проблемы со своевременностью оплаты.

Немного влияют и санкции. Недавно мы открыли представительство в Австралии. Одна покупка австралийских долларов занимает 8 дней, тогда как раньше на эту операцию уходил день.

Татьяна Савченко, исполнительный директор группы компаний «Ритейл-Сервис»:

– Одно из наших направлений бизнеса – производство полиграфической продукции (самоклеящиеся материалы) развивается лучше, чем в прошлом году. Мы это связываем с санкциями, которые вынудили переработчиков сельхозпродукции наращивать производство, а следовательно, растет потребность в упаковке. Чтобы удовлетворить возросшие потребности в этикетках, мы даже закупили дополнительное оборудование.

Второе направление – продажа и обслуживание оборудования для автоматизации торговли. Всё оборудование импортное и сильно подорожало. В свою очередь покупательная способность у наших клиентов снизилась. Эти факторы привели к сокращению объема закупок оборудования на две трети. Но мы сосредотачиваемся на его ремонте и обслуживании. Пока работы хватает.

Денис Куренинов, директор ЗАО «Машзавод» (производство сельхозтехники и сельхозагрегатов):

– В этом году подорожали материалы процентов на двадцать, но поскольку стоимость импортной техники выросла существенно, то аграрии переключились на закупку отечественной. Как результат мы стали продавать на 40% больше своей продукции.

Ольга Павлова, директор ЗАО «Бийский завод стеклопластиков»:

– Для нас кризис сказался двояко. Основной потребитель нашей продукции – строители существенно сократили объемы закупок. Но потребители стеклопластиков промышленного назначения отказались от китайских поставщиков, перешли к нам. И все было бы хорошо, если бы не поставщики сырья. Как выяснилось, сырье, которое продавалась нам как российское, на поверку оказалось из Китая и стало дорожать пропорционально росту курса доллара. А поставщики другого сырья – стеклоткани – посчитали, что им выгоднее продавать ее за границу. Правительство никаких заградительных мер не принимает против того, чтобы сырье уходило на экспорт. Летом у нас были проблемы с сырьем, а сейчас, когда маленькие компании закрываются, поставщики готовы его продавать, но по повышенным ценам.

Александр Балаков, директор ООО «Алтайская продовольственная компания»:

– На производство и реализацию нашей продукции кризис никак не повлиял, потому что кризис кризисом, а кушать хочется всегда.

Сельское хозяйство, к сожалению, та отрасль, которая не формирует ни закупочные, ни отпускные цены. Поэтому возникает диспаритет цен не в нашу пользу.

Развиваясь, мы приобрели много импортной техники, запасные части к которой за год подорожали в 2-3 раза. На 11% в связи с инфляцией подорожала в среднем наша продукция, но топливо нам с учетом государственных субсидий обходилось в прошлом году вдвое дешевле, чем в этом. Закупочные цены на молоко переработчики опустили до 15 рублей за литр. Это ниже, чем в 2011 году, а в магазинах молоко только дорожает.

На мясо цены хорошие, но сказался казахстанский кризис. Наше мясо покупали в приграничных областях Казахстана, но последнее время рубль укрепился по отношению к тенге, что снизило спрос со стороны соседней республики. И тут же местные переработчики стали играть на понижение цены.

Дела пошли в гору

Андрей Ткаченко, директор АНО «Алтайский институт управления закупками»:

– Не готов согласиться с коллегой из «Тепловодоприбора» в том, что бюджетные организации стали экономить. Мы занимаемся государственным заказом и кризиса не чувствуем.

Павел Романов, директор группы компаний «Рубль» (интернет-реклама и продвижение в Интернете):

– За прошедшее полугодие рынок интернет-рекламы вырос на 10%. Мы это ощутили и на себе. Работать стало сложнее и интереснее.

Дмитрий Косов, президент «Алтайской ассоциации жилищного самоуправления» (услуги гражданам в сфере ЖКХ):

– Организация не испытывает кризисов. Поскольку законодательство в сфере ЖКХ постоянно изменяется, то потребителям надо быть в курсе всех новинок. Поэтому наши услуги остаются востребованы гражданами и управляющими компаниями.

Михаил Фаст, гендиректор ООО «Митра»:

– Мы занимаемся четырьмя направлениями: брендинг, разработка сайтов, интернет-реклама, автоматизация бизнес-процессов.

Кризис для «Митры» сказался положительно. Из-за девальвации рубля наши услуги на мировом рынке подешевели и у нас появились заказы из Казахстана, Израиля, Европы и США. За последнее время компания открыла офисы в Казахстане, Москве и Питере. Оборот за год вырос примерно в полтора раза.

Мы перестроили принципы работы своих сотрудников. Теперь они ориентированы на конечный результат. Каждый получает свой процент от выручки. Зарплата выросла в полтора раза. Это дало неимоверный КПД. И заказы из США валятся и валятся.

Фоторепортаж