Жители Алтайского края предпочитают не тратить, а копить

11:06, 13 ноября 2015г, Экономика 1442


1
1

Развивающийся в стране экономический кризис повлиял на модель потребительского поведения россиян. Начиная с февраля 2015 года мы меньше покупаем, больше откладываем на черный день. Как в этих условиях вести себя розничным продавцам, обсуждали участники «круглого стола» «Ритейл и поставщик: стратегии работы в условиях снижения потребительского спроса».

Поведение покупателей

Последние годы в Алтайском крае неизменно фиксировался рост оборота розничной торговли, превышающий средние показатели по Сибири и России. Но нынче картина поменялась. За 9 месяцев выручка магазинов упала на 8,5% к аналогичному периоду прошлого года.

– Это средняя позиция среди регионов Сибири, – отмечает Галина Денежкина, замначальника управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

Она говорит, что текущая экономическая ситуация повлияла на изменение модели потребительского поведения. Жители края предпочитают не тратить, а копить. Доля сбережений увеличилась за 8 месяцев до 13,4% против 4,6% в аналогичном периоде прошлого года. Существенным фактором, ограничивающим спрос, стало сокращение потребительского кредитования. Объем кредитов населению за 8 месяцев сократился на 44,8%. Это повлияло на снижение оборота непродовольственных товаров на 10% по итогам 9 месяцев. Наибольшее снижение продаж наблюдается на телевизоры, аудио- и видеотехнику, бытовые электротовары.

В целом структура выручки не изменилась: наибольший вес в ней по непродовольственным товарам занимает верхняя одежда, по продовольственным – мясо.

Галина Денежкина констатирует, что жители края стараются покупать только первоочередные продукты питания, причем более дешевых брендов, товары со скидкой, что сказывается на замедлении темпов прироста среднего чека. Люди больше приобретают местные сыры, молочную продукцию и яйца, так как они более дешевые. Стараются сократить количество позиций в чеке, отдавая предпочтение малоформатным магазинам (магазины у дома и дискаунтеры).

В целом по стране (за исключением Москвы) картина потребительского поведения мало чем отличается от нашей. Ее подробно изучила компания «Прайсвотерхаускуперс Аудит» (PwC), проведя три тысячи опросов покупателей и 120 интервью с менеджерами компаний.

По информации Данила Лагутина, старшего менеджера PwC, в крупных городах 75% покупателей изменили свою стратегию поведения. Более двух третей стали приобретать более дешевые продукты либо отказываются от каких-то товаров.

Отрадно, что молодое поколение в условиях кризиса готово работать сверхурочно, но только чтобы не сокращать потребление.

В ходе опросов сотрудники PwC выяснили, что люди со средним достатком пока не хотят отказываться от некоторых дорогих товаров и услуг, например, путешествий, так как они позволяют им сохранить статус среди  друзей и коллег.

Взгляд компаний

Большинство опрошенных руководителей компаний считают, что страна переживает кризис. Многие почувствовали его еще в середине 2014 года. 61% респондентов указывают на то, что кризис негативно сказывается на деятельности их компаний, однако 13% утверждают, что влияние рецессии было положительным. В основном это крупные предприятия, сумевшие под шумок отхватить долю рынка.

Среди негативных последствий кризиса наиболее часто называли рост цен на закупаемые материалы, снижение спроса и невозможность финансирования новых проектов, а в качестве основного положительного фактора указывали ценовое преимущество перед конкурентами с более высокой зависимостью от импортируемых товаров и материалов.

Сравнивая предпочтения покупателей и предпринимателей, PwC выяснила, что обе стороны хотят больше рекламных акций. Кроме того, потребитель хочет доступные цены, а бизнесмены не могут их дать из-за роста своих затрат и сокращения выручки.

Чтобы повысить прибыльность своего бизнеса, торговые компании сегодня экономят на закупках, совершенствуют систему  доставки, добиваясь от поставщиков более выгодных  для себя  условий, сокращая количество закупаемых позиций, приобретая более дешевые товары. Они оптимизируют рекламные бюджеты, уходя от дорогой рекламы в СМИ и «наружки» в промоакции и Интернет. Это дает возможность эффективнее воздействовать на конкретного потребителя.

Но пока продавцы не экономят на аренде помещений, коммунальных услугах и материалах для внутреннего потребления (канцелярские товары).

Топ-менеджеры фирм отмечают, что сейчас очень выгодно говорить с персоналом о том, что нужно снижать зарплату, по крайней мере ее не повышать. Но речь о закрытии магазинов пока не идет.

Из-за санкций и девальвации рубля выросли продажи отечественного продовольствия.

Российские производители сельхозпродукции с удовлетворением отмечают повышение цен у конкурентов, у которых товары с большой долей импорта. В основном это транснациональные компании.

В условиях кризиса удлиняются сроки реализации товаров. И федеральные сети, чтобы рассчитаться с поставщиками вовремя, стали чаще использовать факторинговые схемы, то есть рассчитываются банковскими кредитами. Но есть сети, которые не желают вешать на себя кредит. И тогда сами поставщики вынуждены брать банковские ссуды под поставленный ими товар, только бы не потерять канал сбыта.

– Сейчас мы пытаемся внедрить факторинг в региональных сетях, в частности, в «Марии-Ра» и «Аниксе», – сообщила Анна Егорова, представитель Сибирского филиала ПАО «Промсвязьбанк». – Этого очень хотелось как нам, так и поставщикам данных сетей.

Представитель компании «ПродГамма» Вадим Хамидулин считает, что повышения эффективности работы компаний можно добиться через оптимизацию бизнес-процессов, внедрение инноваций на всех уровнях жизнедеятельности компании.

Хорошо сокращает временные издержки внедрение электронного документооборота (ЭДО). Сделки проходят быстро и прозрачно. По мнению участников «круглого стола», в течение ближайших пяти лет все алтайские производители продуктов питания и местные сети должны внедрить у себя ЭДО, иначе они не смогут конкурировать с федеральными игроками.

В PwC считают, что торговым компаниям необходимо готовиться к структурным изменениям в экономике и корректировать свои производственные модели, отказываясь от быстрого роста в пользу большей прибыли. Для этого там предлагают обратить внимание на сокращение косвенных расходов, напрямую не используемых в производстве (офисный персонал, канцелярия, материалы для внутреннего потребления). Магазинам следует поискать резервы за счет снижения уровня обслуживания, особенно с учетом того, что в кризис изменяются потребительские предпочтения и цена приобретает более высокую значимость по сравнению с уровнем обслуживания. Хорошую экономию на доставке товаров и складских затратах дает уменьшение ассортимента продукции.

После кризиса

По оценкам топ-менеджеров компаний, кризис в стране закончится к середине 2017 года. Но после нас ждет не бурный рост, как было после мирового кризиса 2008-2009 годов, а плавный, так как нынешняя рецессия – сугубо российское явление.

В PwC полагают, что кризис раз и навсегда изменит способы, цели и места совершения покупок. Цена по-прежнему останется важным фактором для потребителей, они будут более скептически относиться к брендам, не предлагающим дополнительной выгоды по сравнению с собственными торговыми марками розничных магазинов, а также станут более искушенными в вопросах приобретения товаров со скидкой.

Следует упомянуть еще одно изменение в привычках потребителей. Если раньше люди предпочитали покупать продукты в крупных торговых центрах, то теперь они будут ходить в маленькие магазины шаговой доступности, где вероятность потратить деньги на ненужные им вещи существенно ниже. Кстати, алтайские региональные сети давно и успешно предлагают покупателям продукцию под собственными торговыми марками и товары со скидками. В крае последнее время в основном открываются малоформатные магазины. На них, по информации Галины Денежкиной, пришлось в этом году 78% прироста новых объектов. Так что алтайские ритейлеры вполне улавливают тенденции рынка. Вот только нам, покупателям, продержаться бы до середины 2017 года, когда, как обещают знающие люди, станет полегче.

Фоторепортаж