Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова

08:06, 12 февраля 2022г, Культура 1406


Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Фото №1
Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Фото №2
Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Фото №3
Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Миниатюра №4
Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Миниатюра №4
Сказочник и символист. В Художественном музее Алтайского края работает выставка Юрия Чулюкова Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

Выставка живописца Юрия Чулюкова «Зазеркалье» работает в Художественном музее Алтайского края.

Вопреки волшебному названию, увидеть на ней можно не только фантазийные композиции на тему любимых художником шахмат, морского дна или русских былин, но и вполне обыденные на первый взгляд пейзажи и натюрморты. Вот только особые, лишь Чулюкову свойственные, колорит и чувство композиции наделяют даже невинный летний этюд, написанный из окна мастерской, некой мистической тайной, которую не получается разгадать. При этом сам автор (возможно, в силу чрезвычайной скромности) не спешит объяснять смысл своих работ и вообще воззрения на искусство.

Всегда узнаваем

Художник родился в 1949 году в Барнауле. Посещал знаменитую Народную изостудию при клубе завода «Трансмаш», где учился у заслуженного деятеля культуры Алексея Васильевича Иевлева (в разные годы в этой изостудии учились многие будущие профессиональные художники). Затем поступил в Алма-Атинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. С 1972 года живет в родном городе и регулярно участвует в краевых выставках. Кураторы нынешней музейной экспозиции говорят, что в своем творчестве он раскрывает тему гармоничного созвучия человека и окружающего мира. И что, повествуя о значимых событиях в истории края и Барнаула, художник использует знакомые и понятные образы, а его тематические картины пронизаны мотивами народного искусства.

– Юрий Александрович всегда очень скромен и немногословен на открытии выставок, на всех мероприятиях, – пришел на выручку журналистам председатель краевой творческой организации Союза художников Дмитрий Петренко. – Он ведет совершенно не богемное существование. Но при этом очень отзывчив к братьям нашим меньшим. И все годы, что я его знаю, он привечает бездомных кошек, подкармливает птиц. Так что, когда вы подходите к зданию Союза художников, где у него мастерская, можете увидеть на крыше соседнего дома маленьких «моделей», которые ждут, когда он откроет окошко и покормит их, они и становятся героями его произведений.

Петренко подтверждает, что на коллективных выставках работы Чулюкова всегда узнаются – по почерку, колориту, особому настроению: «Даже если картина называется «Праздник», то все равно эти чуть приглушенные цвета заставляют нас задуматься о бренности мира».

Тема символизма

Гости вернисажа, пришедшие поздравить автора с 50-летием творческой деятельности, часто обращались к свежей многофигурной работе «Проводы зимы» (2021) как к выразительному примеру его творческого метода. На ней изображен Барнаул примерно рубежа 1970–1980-х годов: большой праздник на площади Сахарова со сценой, на которой выступает условно намеченный фольклорный ансамбль, женщины в кокошниках. Вокруг – артисты, дети на саночках, собачники, мужички, явно греющиеся чем-то горячительным, и общее впечатление веселой ярмарки, в каждом уголке которой разворачивается свой отдельный маленький сюжет. Но зритель мгновенно чувствует не только временную дистанцию, отделяющую нас от этого момента, но и странное щемящее чувство, вроде бы никак не связанное с темой работы. Тот же странный эффект вызывает и еще более жизнерадостная и динамичная по композиции работа «Встреча Нового года» (2001).

Вот и действительный член Академии художеств искусствовед Михаил Шишин признался на открытии выставки, что ему нужно будет еще раз отдельно прийти и рассмотреть работы Чулюкова:

– Юрий Александрович не то что не богемный, а загадочный художник. И очень важно, что с его именем на Алтае связана важная тема символизма – древнейшая и уходящая корнями к истокам искусства.

Войти в картину

Искусствовед говорит, что символизм в первую очередь предполагает в произведении идею, что даже в натюрмортах Чулюкова есть некий рассказ.

– Он вообще рассказчик, и это особенно чувствуется, когда он выходит на многофигурные композиции: все эпизоды в любой его картине и самостоятельны, и связаны. Это очень сложный композиционный процесс – не развалить на части, не уйти в простенький лубок. И приятно поразила живопись: не просто какие-то заливки цветом, а именно письмо. Даже вот эта работа, – Шишин показывает на пейзаж «Дворик», – фактически зеленая палитра. Но в этом цвете найдено все: от глубокого сине-зеленого до легкого желтого, прозрачного. Человек в одной палитре показывает, как велик и многообразен мир, как он жив и красив. Там есть пространство, интрига, в эту картину хочется войти и побыть в ней.

Сам Юрий Чулюков, словно смущенный этими словами, о появлении «Дворика» рассказал так: «Это вид из окна. Я посмотрел – последнее высокое дерево там осталось, а остальные все спилили. Красиво было, я как глянул… Хотя 26 лет уже смотрю на это, сколько в своей мастерской работаю».

– Художник сложный, и каждый раз с огромным интересом на краевых, и особенно на персональных, выставках ждешь его работы, – говорит директор музея Инна Галкина. – Потому что он сказочник, символист, философ. И не всегда себе объяснишь, в чем, собственно, дело: кажется, что все очень простенько, а не оторвешься. И хочется рассматривать, а некоторые работы вообще постоянно иметь перед глазами.

Выставка «Зазеркалье» работает до 27 февраля по адресу: ул. М. Горького, 16.

Фоторепортаж