«Сила восстанавливающая»

09:00, 03 сентября 2014г, Культура 1649


«Сила восстанавливающая» Фото №1

В барнаульском музее «Город» открылся новый выставочный зал.

Замечательный подарок ко дню рождения города преподнес жителям и гостям столицы региона самый молодой музей Барнаула. Благодаря поддержке городской администрации в рамках программы «Культура Барнаула» в нем был открыт новый зал. Помещение его, конечно, имелось и ранее – в нем проходили различные молодежные неформальные акции и перформансы. Но зал преобразился настолько, что первые его посетители не могли скрыть своего изумления. Идея создания новой экспозиции принадлежала директору музея Наталье Вакаловой и ее заместителю по научно-исследовательской работе Вячеславу Чернову, дизайн-проект подготовил и реализовал художник Иван Быков.

Как известно, дома и стены помогают. Как стены помогли в «Городе», рассказала директор музея Наталья Вакалова:

– Новый зал посвящен Барнаулу XIX – начала XX веков. Основная концепция экспозиции – улицы нашего города, на которых живут люди, происходят события, строятся здания. И даже само здание диктовало нам определенную концепцию.

Музей расположен в помещении памятника регионального значения. Построенное в 1914 году здание сегодня уже само является объектом экскурсионного показа. Когда мы начали работать над проектом, были уверены, что все стены – кладки начала XX века. Оказалось, нет: есть стена начала XX века, есть кладка 20-30-х, 90-х годов... Когда восемь лет назад открывался музей, освещенная в экспозиции тема занимала в нем небольшое пространство. То, что здесь представлено сейчас, собрано сотрудниками всего лишь за восемь лет. Они ориентировались на издания, публикации ученых края.

Одним из тех, кто помогал «Городу» в подготовке новой экспозиции, был доктор исторических наук, профессор БЮИ и АлтГУ Александр Старцев:

– Музей – это не просто хранилище каких-то вещей, это еще и концепция, с помощью которой доносится сам дух эпохи, – поделился он впечатлениями. – Коллектив «Города» очень креативный: каждый раз, когда я сюда прихожу, музей дарит новое. Свидетельством этого является и нынешняя совершенно замечательная выставка.

Порой, говоря об истории, мы связываем ее с какими-то событиями, зачастую не обращая внимания на повседневную жизнь людей. Новая экспозиция эту жизнь показывает. Я считаю, что «Город» отлично вписывается в пространство старого Барнаула. Само здание историческое, здесь находился магазин Полякова и Яковлева. Большая Тобольская улица во многом сохранила свой первозданный облик: пожар 1917 года ее почти не затронул. Неоднократно говорилось о необходимости создания здесь пешеходной зоны, ведь всю историю города можно проследить на этой улице. Безусловно, музей «Город» с его новой экспозицией будет являться очень важной точкой: он позволит погрузиться в эпоху, осознать себя барнаульцами и понять, какую – почти за 300 лет – интересную, уникальную историю прожил наш город.

В немалом по размерам новом зале музея было в тот день тесно. На его открытие пришли начальник управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова, представители администрации города, главный архитектор Барнаула Сергей Боженко, ученые, краеведы, музейщики, архивисты. Для первых посетителей новой экспозиции небольшую экскурсию провел Вячеслав Чернов. В начале ее он обратил внимание гостей на… пол. Он в новом зале светло-бежевого, песчаного цвета, что исторически верно: знаменит был сто лет назад Барнаул тем, что был весьма пылен. В сибирских газетах того времени не раз можно встретить его прозвание – Пескопыльск.

Вместе с экскурсоводом гости прошли по улицам старого города, заглянули в гости к его жителям. Логично будет новым посетителям начинать осмотр экспозиции от кабинета горного инженера, воссозданного музейщиками по мемуарам. Далее предлагается рассмотреть карты-схемы, снимки улиц города, познакомиться с представителями разных сословий – крестьянством, купечеством, интеллигенцией. А затем перейти к разделу, решенному весьма необычно. По винтовой лестнице посетители могут подняться на своеобразную антресоль, которую удалось вписать в высокие стены зала.

– Тему православной культуры решено было как бы поднять вверх. Ведь мы поднимаемся выше, к Богу, растем над собой, – направляет гостей Чернов.

Здесь размещена небольшая коллекция икон. У одной из них я увидела научных сотрудников Художественного музея Наталью Гончарову и Евгению Школину. Они заинтересовались иконой, на которой изображен Георгий Победоносец, уже с первого взгляда определив близость изображения к балыкинской иконописной традиции. О самом сюжете иконы рассказала Евгения:

– Легенда рассказывает о том, как Георгий Победоносец узнал о языческом городе, на который напал страшный дракон (или змей). Лишал он жизни жителей в наказание за то, что они верили многим богам. Когда дошла очередь до царской дочери, красавицы Елисавы, Георгий явился в образе воина и победил змея. Но на самом деле по легенде он не пронзал чудище копьем, а лишь помолился. И божественное слово воздействовало на страшного дракона так, что он просто мирно поплелся за Георгием...

Увы, не все просто было в прошлом веке в истории даже не страны, а отдельно взятого небольшого – даже не губернского! – сибирского городка. Об этом рассказывает заключительная витрина экспозиции, к которой посетители подходят, пройдя по кругу мимо купеческой, крестьянской, мещанской страниц. Финальный аккорд экспозиции не стал жизнеутверждающим: за стеклом можно увидеть свидетельства войн и революций. Узнаваемых героев большевистского подполья – Присягина, Цаплина, Эмилию Алексееву с героями Русско-японской и Великой войн объединило общее пространство. Благодаря материалам, подаренным музею известным в крае исследователем Виктором Суманосовым, мы можем узнать, кто же был сто лет назад по другую сторону баррикад. И лица братьев Александра и Иннокентия Камбалиных, глядящих на нас с портрета, навряд ли вызовут в нас неприятие или отторжение. Подтверждение неправедного суда истории есть и в соседнем зале – в том самом, где расположилась фотовыставка, посвященная Первой мировой: там тоже можно увидеть лица будущих врагов, участников братоубийственной войны.

На открытии нового зала директор ГМИЛИКА Игорь Коротков напомнил слова Николая Федорова, говорившего, что музей – это собор лиц. Напомним и другую цитату того же автора: «Всякий носит в себе музей… Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что оживить и воскресить невозможно… »

Фоторепортаж