Сила алтайского камня

09:58, 23 сентября 2014г, Культура 1817


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В чем сила алтайского камня? В его твердости! Века для него не срок.

На Колыванском камнерезном заводе в ходу такая шутка-быль. Приехали сюда как-то гости заказывать очередное художественное изделие и спрашивают хозяев: «А долго ли прослужит здешний камень?» Такой вопрос требовал достойного ответа, который и был получен: «Геологи говорят, что гранит превращается в глину за миллион лет. Ну а при должном уходе, если его молотком не бить да влажной тряпочкой от пыли протирать, и все десять миллионов простоять может. Хотите проверить?» Говорят, что на такой срок гарантийное обязательство заказчики так и не потребовали.

Но твердый камень требует серьезной, а значит, и дорогой обработки. Без алмазных пил и соответствующего шлифовального оборудования к нему не подступиться. И, естественно, все это сказывается на конечной цене готовой продукции. Наверное, поэтому в девятнадцатом веке это предприятие находилось в собственности Двора Его Императорского Величества. С тем чтобы делать странам и городам поистине царские подарки – вазы и другие высокохудожественные изделия.

Мимолетными видениями проносились мимо здешних колыванских гор эпохи. А вот творения рук людских остались в веках, не уставая радовать своих потомков. «Царица ваз» – это, пожалуй, самое знаменитое творение колыванских мастеров, сегодня известна всему миру. Но в том же Эрмитаже хранится еще несколько десятков великолепнейших ваз, выполненных из ревневской яшмы, коргонского порфира и других самоцветных пород камня Алтайских гор. А сколько их в свое время было подарено Парижу, Лондону, Нью-Йорку и другим городам?

Но история сотворения высокохудожественных изделий жива и сегодня. Нынешние мастера, используя современные технологии, продолжают традиции камнерезов, более двухсот лет назад творивших в этих местах. Для чего? За примерами далеко ходить не надо.

В Барнауле идет масштабная реконструкция Государственного художественного музея. После ее завершения площадь музея увеличится почти что в пять раз. В частности, предполагаются отдельные залы для экспонирования графики, прикладного искусства, народных промыслов и народного искусства Алтая. По инициативе губернатора Алтайского края Александра Карлина отдельный зал будет посвящен славной истории и сегодняшнему дню Колыванского камнерезного завода. Естественно, что для такого зала нужны соответствующие экспонаты. И такой поистине царский подарок по заказу губернатора уже готовится на предприятии.

Для нового музея завод готовит три вазы, два пьедестала и одну большую флорентийскую мозаику. Мозаика тоже не простая. Рисунок ее проектирует Ольга Алексеева, проживающая в Санкт-Петербурге. Она с супругом в свое время были родоначальниками такого направления в мозаике на Алтае. А на рисунке, конечно же, Колыванский завод и его живописные окрестности. Его размеры также впечатляют – четыре метра на метр.

Одна из ваз для алтайского Художественного музея – точная копия выставленной в Эрмитаже. Ее делал на протяжении восьми месяцев один мастер – Владимир Русинов. Труд очень кропотливый и ответственный. Ведь одно неловкое движение могло привести весь труд насмарку. Но работа была выполнена на «отлично», и вскоре эту резную вазу с зелено-серым отливом смогут увидеть все желающие.

Другой серьезный заказ, сделанный администрацией края заводу, – изготовление мозаичных панно для объектов, реконструируемых или строящихся в рамках губернаторской программы «80х80». К примеру, для детских садов изготавливается мозаичное панно «Попугаи». Своя тема мозаики будет для школ. Сюжеты с медицинской символикой и пожеланиями скорейшего выздоровления делаются для лечебных учреждений.

Как рассказал нам директор Колыванского камнерезного завода Александр Ободзянских, завершены работы и над двумя флорентийскими мозаиками, предназначенными для реконструируемого старинного храма в городе Юхнове Калужской области. Собранные и отшлифованные заботливыми руками мастера разноцветные камешки складываются в лики Богородицы и Николая-
угодника. Каждая мозаика состоит из четырех частей и в общей сложности весит около трехсот килограммов. Завод очень рассчитывает на продолжение сотрудничества и с другими храмами. Ведь опыт создания такого рода мозаик на предприятии есть.

– Камень при всей своей силе и мудрости – материал деликатный и хрупкий, – говорят на заводе. – Гармония формы и содержания изделия из алтайского камня возможна только на базе традиций мастеров Колывани. Колывань точит камень более 200 лет. Приходится быть профессионалом вдвойне, чтобы магия нашего камня ожила и стала дарить свою мудрость людям. Их история неразрывно связана с Колыванью и с Российской империей. Изделия Колыванского камнерезного завода всегда удивляли своим исполнением и красотой. Нашим эксклюзивным изделиям нет подобных и равных в мире!

Понятно, что такого рода произведения и стоят соответствующе. К примеру, стоимость одной флорентийской мозаики для храма более 1 миллиона рублей. Впрочем, желающие могут приобрести изделие по значительно меньшей цене. Возможно, и вы после посещения Колыванского завода возьмете на память небольшой камешек, который станет для вас не просто сувениром, а символом камнерезного дела на Алтае. Ведь Колывань – это та точка на карте России, где прошлое, встретившись с настоящим, создает будущее.

СПРАВКА
Флорентийская мозаика – самая сложная из всех мозаичных техник. Зародилась в XV–XVI вв. в Италии. Называется она флорентийской потому, что мастера Флоренции стали первыми использовать естественный, природный рисунок камня для получения готовых картин. В отличие от римской мозаики флорентийская составляется из крупных кусков цветного камня, вырезаемых по контурам изображения, при этом мастер использует не только цвет, но и обыгрывает природную текстуру камня.

Фоторепортаж