Смесь сарказма и нежности: мини-сериал «Номинация» об изнанке российской киноиндустрии

19:11, 19 февраля 2022г, Культура 1599


Смесь сарказма и нежности: мини-сериал  «Номинация» об изнанке российской киноиндустрии Фото №1

В онлайн-кинотеатре Okko вышел мини-сериал Надежды Михалковой «Номинация» об изнанке российской киноиндустрии, снятый со смесью сарказма и нежности. Сама Надежда (в титрах – Надя) сыграла в нем дочь маститого советского кинорежиссера, а в роли сестры сняла собственную родную сестру Анну Михалкову.

Главная героиня актриса Вера Истомина (Надя Михалкова) дает откровенное интервью журналистке Катерине Гордеевой, в котором объявляет, что будущего у российской киноиндустрии нет, потому что наши авторы делают то, что сами в жизни не стали бы смотреть. Ее смелость объясняется тем, что вскоре Вере предстоят съемки у самого Кристофера Нолана и возвращаться в российское кино она уже не планирует. Но американский проект срывается, а Вера остается без денег и работы, поскольку здесь с ней после такого никто не хочет связываться.

В это время ее старшая сестра, заслуженная артистка Татьяна Истомина (Анна Михалкова), на одной съемочной площадке бегает в гимнастерке, размахивая пистолетом, а на другой параллельно играет Екатерину II в телесериале. В перерывах рекламирует условный портал «Гос­услуги», но мечтает при этом о кинопробах хоть у какого-нибудь приличного режиссера. Сестрам придется объединиться, когда журналисты выяснят, что фонд имени их покойного отца Алексея Истомина, возглавляемый монструозной матерью Агафьей Александровной (Людмила Максакова), растратил государственные деньги, выделенные на съемки какой-то патриотической халтуры о русской деревне. Когда вопросы про деньги уже невозможно игнорировать, Агафья Истомина объявляет, что этот фильм станет режиссерским дебютом ее младшей дочери Веры, и той ради спасения репутации семьи приходится согласиться. Тем более что в условиях бойкота заняться ей все равно нечем.

Такова вкратце экспозиция, занимающая целиком первую серию. Дальше начнется подготовительный и съемочный процессы – явно главный предмет режиссерского интереса Надежды Михалковой. Разумеется, с первого дня это будет катастрофа: деньги потрачены еще до начала съемок и взять их больше неоткуда, а от диалогов и сюжетных поворотов сценария у всех причастных сводит скулы. И тогда Вера Истомина решает взять неснятый сценарий покойного отца, благо действие там тоже происходит в деревне. Правда, избежать производственного хаоса это не поможет.

Российские критики, первыми посмотревшие все четыре серии «Номинации», отметили способность Надежды Михалковой не просто к самоиронии, но и к довольно беспощадной рефлексии на тему собственных привилегий. Будучи отпрыском нашей главной кинематографической династии, она не побоялась, что зрители начнут проводить параллели (а они начнут!) – разве что ее сериальный отец присутствует здесь лишь в качестве горького воспоминания и фотографии бородача с мудрой улыбкой.

Для кинодинастии Истоминых автор не пожалела сатирических красок: мать Агафья живет в огромном особняке с колоннами и штатом охраны и прислуги со своим новым мужем (он же ее главный помощник) в исполнении актера Владимира Мишукова. И дела фонда ее не волнуют, поскольку все проблемы она привыкла решать с помощью обширных связей в верхах. Но когда пресса начинает наседать с вопросами, ее пиарщик приглашает известного видеоблогера в гости ради имиджевого интервью (предварительно спрятав дорогие произведения искусства и украшения), в котором она старательно изображает скромность и легкомысленную артистическую оторванность от скучных финансовых дел.

Формально успешная карьера Татьяны едва не доводит ее до нервного истощения, да еще муж-бизнесмен (Андрей Смоляков) давно не скрывает своих интрижек, а немой сын Лёшка (его играет сын Анны Михалковой Андрей Баков) не хочет учиться в Париже. А Вера, привыкшая свысока смотреть на российских коллег, в том числе на тех, кто все же снискал международный успех, взявшись наконец за дело, точно не рискует попасть на Каннский фестиваль – ей бы просто завершить съемки и найти уже каких-нибудь актрис на три главные роли.

Но одной сатирой дело не ограничивается, тем более что российский зритель и так догадывается, как там все устроено. Есть моменты, когда очевидно, что кинопроцесс (как и вообще любое искусство) сродни наркотику, и как бы дурно ни шли дела, отказаться от него все равно никто не в силах, особенно если у тебя наследственная предрасположенность. И как кино про кино сериал «Номинация» становится зрелищем обаятельным, в котором главные герои – актерские агенты, кастинг-директора, художники-постановщики и циничные продюсеры – пытаются сотворить чудо из ничего, но снова и снова терпят провал. Другой вопрос, стоит ли это четырех часов просмотра.

Фоторепортаж