Предприятие из Барнаула получит официальную прописку в инновационном центре «Сколково»

12:25, 26 января 2018г, Экономика 1963


1
1

На днях барнаульское научно-производственное предприятие Lossew получит официальную прописку в инновационном центре «Сколково». Таким образом, единственные в России проектировщики головной автомобильной светотехники станут пока единственной в иннограде командой, работающей на автомобильном рынке.

Пора уходить

Нахождение в клубе лучших научно-технических компаний страны для наших молодых инженеров, с одной стороны, честь, с другой – открывает для них большие перспективы в бизнесе.

НПП Lossew появилось на свет в апреле прошлого года благодаря разработкам Александра Таранова и Павла Колесникова, инновационный пыл которых поддержали предприниматели Владимир Кострицин и Сергей Алексеенко. До этого инженеры конструировали светодиодные светильники в барнаульской компании Silen-LED Group, а в свободное от основной работы время размышляли, как сделать на основе светодиодов автомобильные фары.

Ежегодно в мире производят миллионы автомобилей, и в каждом как минимум четыре головные фары, а еще сигналы поворотов, повторители, стоп-огни, дневные ходовые огни. И лишь малая толика этих устройств пока работает с помощью светодиодов, которые как минимум вдвое светят ярче обычных галогеновых ламп при том же энергопотреблении. LED-фары устанавливают только на премиальных моделях, потому что стоят они десятки тысяч рублей.

Инженеры поставили перед собой задачу придумать доступную светодиодную фару для отечественных машин экономкласса. В автомобильных фарах световой поток формируется с помощью рефлектора, или, проще сказать, отражателя. КПД такой системы в лучшем случае 40%, остальной свет переходит в тепло или рассеивается. Таранов и Колесников для создания светового пятна стали использовать определенной формы линзу, которая позволяет перенести на дорогу более 90% света. Такая технология привычна для производителей LED-светильников, но устройство не давало четкой границы. Когда добавили еще выпуклую линзу, подобную той, что используют в фотоаппаратах для фокусировки изображения, задачу удалось решить. На это ушло месяцев семь.

«В какой-то момент мы поняли, что у нас стало получаться и пора уходить со старой работы, чтобы полностью посвятить себя автомобильным светильникам», – вспоминает Павел Колесников. Они нашли предпринимателей, которые поверили в перспективность этой затеи. И 13 апреля под ее реализацию было создано юридическое лицо с громким названием «Научно-производственное предприятие Lossew».

В приобретение оборудования, комплектующих инвесторы вложили несколько сот тысяч рублей. «Помимо денег нужно заниматься продвижением проекта, – объясняет менеджер по развитию Lossew Сергей Алексеенко, – искать гранты, участвовать в конкурсах, переговорах. Погрузившись в научно-техническую работу, Александр и Павел не смогли бы одновременно развивать организацию. А мы это умеем».

«Сколково»

Уверенности в успехе начинания друзьям придала победа в региональном конкурсе инновационных проектов Open Innovations Startup Tour, который ежегодно проводит Фонд развития «Сколково». Прошлой весной один из этапов стартап-тура проходил в Барнауле. Александр Таранов с проектом «Светодиодная автомобильная оптика Lossew Lamp» занял первое место в номинации «Индустриальные технологии» и вместе с другими победителями представил свой проект сразу в полуфинале самой большой стартап-конференции России и СНГ Startup Village, которая проходила на окраине Москвы в инновационном центре «Сколково» 6 и 7 июня.

Но победить не удалось. «С автомобильным стартапом очень тяжело пробиться, – объясняет Александр Таранов. – Когда ты написал ИТ-приложение или придумал гаджет, то на него легко находится покупатель, а в автомобильной промышленности свои законы. Даже если автопроизводителям нравится твой продукт, попасть на конвейер он может не раньше чем через пять лет, потому что новая модель долго проектируется, долго внедряется. Как пережить стартаперам это время не получая дохода? В концерне ВМW решили проблему, создав структуру «Стартап-гараж». Они собирают в нем команды изобретателей и оплачивают их работу, позволяя «дожить до конвейера».

В России пока корпорации не видят достойных партнеров в представителях малого бизнеса. Устранить этот пробел призвана государственная структура «ИЦ «Сколково», которая предоставляет своим резидентам налоговые льготы, юридическую, патентную поддержку, лабораторную базу и продвижение на рынок.

Раньше участники финала Startup Village автоматически получали прописку в бизнес-инкубаторе «Сколково». С недавних пор, чтобы стать резидентом, надо пройти дополнительный жесткий конкурс, в котором решение принимают независимые эксперты.

Барнаульские изобретатели подали заявку, но не все эксперты сказали «да», одного балла не хватило.

«Основной вопрос, который интересовал экспертов: «Как вы собираетесь противостоять большим компаниям, чтобы они вас не съели?» – вспоминает Александр Таранов. – Теперь-то мы знаем на него ответ».

Пришлось еще дважды переделывать заявку, чтобы получить одобрение строгой комиссии. «2 октября в «Сколково» сказали, что наш проект «Проектирование и производство автомобильной светодиодной светотехники» подходит их требованиям», – рассказывает Павел Колесников.

Чтобы зарегистрировать фирму в ИЦ «Сколково», нужен юридический адрес, но помещение для офиса арендовать в инновационном центре сложно. Он изначально проектировался под тысячу компаний, а сейчас в нем уже 1600 резидентов. Ушло несколько месяцев, чтобы найти помещение, наконец компания зарегистрирована и на днях владельцы получат соответствующие документы.

Три продукта

У компании есть три продукта, которые она планирует внедрить в течение года. Во-первых, светодиодные модули ближнего света. Производство фар на их основе обсуждается с руководством димитровградского «Автосвета» – крупнейшего производителя фар в стране. «Модуль ближнего света – самый технологичный элемент нашей линейки, но не самый прибыльный, – замечает Сергей Алексеенко. – Его можно изготавливать на стороне и поставлять на конвейер в Димитровград». Барнаульские инженеры в данном случае хотят выступать у производителей технологическими партнерами, не боясь потерять интеллектуальную собственность, так как она защищена патентом.

В дальнейшем стартаперы продолжат совершенствовать конструкцию своего модуля, благо средства на проектно-исследовательские работы будут: Фонд содействия инновациям выделил на это компании Lossew 2 млн рублей.

Повторители поворотов на боковых зеркалах заднего вида еще одно направление, которое планируют развивать барнаульцы самостоятельно или с партнерами, в качестве которого может выступить корпорация «Объединенные автомобильные технологии».

«В России огромная проблема с повторителями не только на «Ладу Весту», но и на другие машины, – замечает Александр Таранов. – И с сентября мы стали изготавливать их, используя световоды».

«Начать наше сотрудничество с производителями мы хотим именно с повторителей поворотов, – уточняет Сергей Алексеенко. – Это технологически более простой продукт, с которым можно зайти в автоиндустрию и показать товар лицом, показать, что он лучше, чем существующие на рынке аналоги».

В ближайшем будущем барнаульским инженерам обещают прислать образцы, по которым они начнут проектировать светотехнику.

Третья тема – производство гибких световодов. Это устройство, состоящее из силиконовой трубки со встроенным с одного края светодиодом, можно использовать для конструирования дневных ходовых огней любой формы, а также оборудовать ими стоп-сигналы, габаритные огни, поворотники. С этой недорогой продукцией Lossew рассчитывает выйти на вторичный рынок.

Планов у компании, как видим, много, но готовой продукции маловато. «Пока одни затраты, толком ничего не продавали, – признается Павел Колесников. – Друзьям установили в машины модули ближнего света, чтобы они оценили их работу в реальных условиях, в Барнауле ездит «Лада Веста», у которой на зеркалах наш повторитель поворотов, весной планируем провести ходовые испытания на АвтоВАЗе.

Но такая ситуация обычна для стартующего инновационного бизнеса. Владельцы большинства мировых гигантов автомобилестроения начинали свое дело с нуля, в гаражах. Главное, что у наших героев есть большое желание, мозги и поддержка государства. С этими составляющими успех гарантирован.

Фоторепортаж