Педагог из Алтайского края воспитывает будущую техническую элиту

19:14, 30 апреля 2023г, Наука 476


Педагог из Алтайского края воспитывает будущую техническую элиту Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

Многие ли из нынешних подростков, из тех, что мечтают стать топовыми блогерами и практически живут в гаджетах, знают, как они устроены? «Увы, мы вырастили поколение пользователей, очень мало среди них тех, кто умеет соединить одно с другим так, чтобы схема заработала», – с грустью констатирует Олег Калашников, руководитель радиотехнического направления Дома детского творчества Красногорского района. Свою миссию он видит в том, чтобы растить техническую элиту.

Чтоб глаз горел

Забегая вперед, скажем, что воспитанники не подводят своего педагога, многие из них именно здесь, в стенах ДДТ, находят свое призвание, оканчивают потом технические вузы и ссузы.

Сегодня мало кто уже помнит, что журналы «Радио», «Наука и техника», «Техника – молодёжи» выходили когда-то космическими тиражами, юноши Страны Советов устраивали сеансы связи с радиолюбителями заграницы, а едва ли не самым популярным видом спорта была «охота на лис» (радиопеленгация).

– Вернуть былой интерес детей к техническому творчеству – значит подарить им радость первооткрывателей. По традиции в начале учебного года мы устраиваем в Доме детского творчества дни открытых дверей для школьников, презентуем секции так, чтобы им хотелось заниматься. На радиотехническое направление осенью приходит около десяти человек, к весне же остается лишь половина из них. Это те, кому реально интересно, и таких видно сразу, – говорит педагог дополнительного образования, признавая, что его любимое «техно» не слишком востребовано сейчас у школяров.

Есть, например, курс начальной радиотехники – для ребят с 1-го класса. Как правило, уже на этом этапе Олег Калашников может определить, кто пришел сюда из праздного интереса, а у кого глаз горит. И поголовно все – мальчики. За двадцать лет педагогической практики среди воспитанников педагога была всего одна девочка. Так сложилось.

Паяльник вам в руки

Это основной инструмент радио­монтажника. С него и начинают. Первое задание, которое Олег Александрович дает ребятам, – выпаять деталь из платы. Научить руки работать. Иные сидят терпеливо, но чаще все же терпения не хватает. Параллельно с практикой приступают к теории, а это сплошная физика, доложу я вам. Но именно она формирует логическое мышление будущего технаря, без этого никак.

По наблюдениям педагога, остаются заниматься, как правило, те, кто и в школе под математику и физику заточен. Остальные уходят сами – им скучно, неинтересно.

Хотя, казалось бы, до этой искорки лишь полшажочка… Вот плата усилителя звуковых частот. Как эту штуку заставить работать? Задачка – правильно подключить шесть проводочков – не самая сложная в радиотехнике. Лист спецификации тебе в помощь, юный мыслитель. На чертеже – плюс и минус, очевидно, здесь блок питания. Нарисован динамик – это звуковой выход. Остается еще один, его легко найти методом исключения, если даже вовсе не умеешь читать схемы.

– Я учу ребят добывать знания самостоятельно, благо в Интернете по любой теме информация есть. Вот даже не начал еще ребенок думать, а уже просит подсказать – как? Можно, конечно, его по шагам направлять, делай так-то и так-то, но пусть он сам свои открытия делает. Этот инструмент логики очень пригодится в жизни. Радиотехника – сфера, в которой невозможно все узнать раз и навсегда. Технологии меняются очень быстро. Вспомните, какими были телевизоры 90-х: тяжелые, со множеством секций. Там один трансформатор килограммов 10 весил. Отдельно – блоки питания,  развертки, модули цветности, кинескоп. А нынешний ЖК-аппарат весит всего-то 2 килограмма. И за все управление в нем отвечает один умный процессор. Мы управляем процессами, если знаем, как это работает. Иначе они начинают управлять нами, – к своей любимой физике собеседник добавляет еще и немного философии.

Кто ты, гуманитарий?

А как же привычное деление мира на физиков и лириков? Вот простое сравнение. Всегда принято было считать гуманитарием человека, тяготеющего к литературе, истории, иностранным языкам. Но и такие подростки, прежде чем поступить на любимые вузовские направления, легко осваивали курс физики в средней школе. Сейчас же мы все чаще сталкиваемся с подменой понятий. Если человек не в состоянии школьный курс физики с законами Ома и Кирхгофа осилить, значит, он… гуманитарий? Очень это грустно, если вдуматься.

– Нынешние дети отнюдь не глупы, они продвинуты, как принято говорить. Но нечасто в них встретишь сейчас истинную тягу к знаниям. Вот с такими мы каждый год ездим на конкурсы радиотехников в краевой «Кванториум.22», привозим призовые места. И такие мои выпускники выбирают потом специальности технической направленности.

Ситуация с техническими кадрами в стране давно уже названа нацио­нальной катастрофой. Невероятное количество выпускаемых юристов, экономистов, психологов, бухгалтеров со вполне прогнозируемыми сложностями трудоустройства по специальности – и при этом острая нехватка умных студентов математических и физико-технических факультетов вузов. Да что там, квалифицированных рабочих нет. Пару лет назад на одном из барнаульских заводов мы познакомились с 75-летним токарем 6-го разряда, который зарабатывал больше 100 тыс. рублей в месяц. Он до их пор работает не потому, что очень любит деньги. Его просто некем заменить.

Нет наладчиков, рабочих высокой квалификации… Где вы, золотые наши пэтэушники? Кто и для чего закрыл радиозаводы с конвейерами, обслуживаемыми тысячами технарей? И УПК, обучавшие команды старшеклассников?

Может, именно вот эта востребованность дефицитных, а потому хорошо оплачиваемых специальностей и станет тем мотиватором,  который вернет былую увлеченность детей технической стороной жизни? Лишь бы педагогов-энтузиастов хватило, таких как Олег Калашников.

Фоторепортаж