Одним из главных хитов 2021 года стала датская алкогольная трагикомедия «Еще по одной»

06:47, 17 января 2021г, Культура 1297


Одним из главных хитов 2021 года стала датская алкогольная трагикомедия «Еще по одной» Фото №1

Одним из главных хитов пришибленного пандемией российского проката в прошлом году стала датская алкогольная трагикомедия «Еще по одной». В декабре Европейская киноакадемия присудила фильму свой главный приз, отметив также режиссера Томаса Винтерберга и лучшего актера Мадса Миккельсена, а Дания выдвинула его на соискание «Оскара».

С января фильм можно посмотреть по подписке в российских онлайн-кинотеатрах.

Это история четырех обычных школьных учителей в возрасте за сорок, которые решили вновь отыскать радость в своей немного унылой жизни. Причем пошли к этому совершенно парадоксальным, хотя и научным путем. Однажды на праздновании сорокалетия школьного психолога Николая именинник рассказал своим коллегам о безумной теории некоего норвежского ученого, будто бы всем нам от рождения не хватает в крови 0,5 промилле алкоголя. Буквально один-два бокала вина – и человек становится расслабленным, спокойным и открытым к творчеству. Тут же вспомнили и реальный исторический пример – прославленного пианиста, который всегда выступал в легком подпитии.

Выпив за здоровье юбиляра шампанского, потом русской водки, а затем красного бургундского и осознав, что жизнь зашла в тупик, разгоряченные педагоги начинают свое исследование. Отныне они будут выпивать только в рабочее время, не позже восьми вечера, строго контролировать свои промилле алкотестером – и смотреть, как изменится жизнь. Надо ли говорить, что все пойдет не так, как они планировали?

Хотя начинается эксперимент многообещающе – особенно преобразился историк Мартин (голливудская звезда родом из Дании Мадс Миккельсен, которому играть скромных обывателей в европейском кино идет гораздо больше, чем вычурных суперзлодеев в американских блокбастерах). Когда-то он был настоящим ученым, а теперь на его уроках от скуки мухи дохнут. В какой-то момент он начинает подозревать, что даже его жене, которая все пропадает на работе в ночную смену, тяжко находиться с ним в одном доме. И вот, отхлебнув водки в кабинке школьного туалета, он идет на урок, который в кои-то веки проходит великолепно. Вдруг находится простой способ отвлечь старшеклассников от телефонов и в запоминающейся форме рассказать об индустриализации.

В это время учитель музыки Петер (актер Ларс Ранте), тоже принявший на грудь, впервые за долгое время понимает, что его юные хористы и поют так себе, и друг друга не слышат – и сходу придумывает, как это исправить. И даже понурый физрук Томми (Томас Бо Ларсен) вдохновенно проводит футбольную тренировку в начальной школе. Очевидно, что особую пикантность этой истинно европейской комедии придает тот факт, что перед нами – именно школьные учителя, те самые моральные ориентиры, от которых во всем мире ожидают почти нечеловеческой безупречности.

Коротко обменявшись мнениями в учительской («Что-то в этом есть!»), они решают продолжать свой эксперимент. А затем потихоньку повышать градус – в индивидуальном порядке. Вот тут-то и возникают сложности: кто-то разбивает нос, врезавшись в дверной косяк на глазах у директора школы, кто-то совсем лыка не вяжет, а кто-то разгуливает в неглиже по ночной улице. А главные проблемы начинаются в семьях, где супруги не готовы закрывать глаза на алкогольные приключения мужей. Дания, как мы помним, страна гендерного равноправия, так что отлынивать от родительских обязанностей без последствий у наших героев не получится.

Этот смешной, местами прямо искрометный фильм с шутками про «логопедические затруднения» и другие веселые результаты возлияний меняет тон как-то очень внезапно – и мы с неуютным предчувствием вспоминаем, что нам вообще-то сразу обещали трагикомедию. Ведь и режиссера интересует не разнузданное пьянство и его банальные последствия, а нечто понятное решительно всем взрослым, даже трезвенникам. Это история о людях, когда-то подававших надежды – и вдруг незаметно для себя ставших, печальными и скованными жесткими социальными рамками. О желании и невозможности стать прежним собой. О рутине, за которой теряется не просто радость жизни, но и всякий смысл. О беззаботном танце как о суперспособности молодых душой. И о том, что все еще, возможно, наладится – но не факт.

Фоторепортаж