«Мученица за Христа»: коллектив воскресной школы из Барнаула победил на театральном фестивале в Москве

13:10, 27 февраля 2023г, Культура 1288


Фото: личный архив Татьяны Корольковой
Фото: личный архив Татьяны Корольковой

Как 40 лет  уложить в  полчаса сценического времени? Как  сумели  14-летние девочки воплотить образы пожилых монахинь и зачем деревянная доска превратилась в пилу? Какие тайны хранят останки стен женского монастыря, окруженные помещениями СИЗО?

Успех

Театральный коллектив воскресной школы храма святых апостолов Петра и Павла барнаульского поселка Южный занял 1 место в XVIII театральном фестивале «Сретение», который прошел в феврале  Москве.. Всего в фестивале приняло участие 20 коллективов из разных городов России.

Победу юным артистам принесла постановка «Матушка Мариамна Фролова – мученица за Христа», режиссер Татьяна Королькова. Барнаульцы рассказали московскому зрителю  историю барнаульского Богородице-Казанского монастыря, в котором до революции проживали около 100 насельниц – монахини и девочки-сироты.

Фото: личный архив Татьяны Корольковой фото
Фото: личный архив Татьяны Корольковой

Трагедия

Монахини вносили большой вклад в хозяйственное и культурное развитие  Барнаула – ткали, пряли, занимались сельским хозяйством. Им даже дали в пользование участок леса. В 1938 году НКВД закрыл  монастырь, а настоятельницу матушку Мариамну и монахинь арестовали и приговорили к расстрелу. Собственно, арестовывали ее трижды. В 1921 году была задержана  как «одна из активисток в подготовке кулацкого восстания в селе Сорокино» и приговорена к расстрелу, замененному 10 годами заключения. Спустя три года —  освобождена. В 1925 году за «сокрытие церковных ценностей» снова арестована,  но вновь  освобождена. В 1938 году игуменья была арестована в третий раз, признана виновной «в участии в контрреволюционной церковно-монархической повстанческой организации» и  расстреляна, многие сестры также были репрессированы.

Почти 80 лет спустя   в старой части Барнаула были найдены человеческие останки буквально в двух сотнях метров от СИЗО-1.  Монахиня Анфия вместе с помощниками приводила в порядок участок, на котором когда-то хоронили расстрелянных. «Что-то стукнуло под лопатой. Значит, что-то есть. Череп оказался, потом второй. Парень помогал нам, он зашумел, матушка, пожалуйста, не надо, а то мне плохо. Ему плохо было, он отбежал к ограде», — рассказала схимонахиня.  - На месте захоронения сотрудники полиции обнаружили останки шести человек. На некоторых черепах ясно просматриваются пулевые отверстия…»

На главные роли

Режиссер  Татьяна Королькова призналась:

«Место это стало для нас очень значимым.  Мы с ребятами не раз  приходили к Никольскому источнику, к могилам расстрелянных здесь за веру Христову, молились, посещали костницу и новый храм в честь новомучеников  Российских. Изучали историю монастыря,  судьбы монахинь и настоятельницы. С ребятами у нас традиция — начало и конец года отмечать походом к Никольскому источнику, как раз на то место, где и находился первый в нашем городе женский монастырь. А сейчас СИЗО…

Так появилась идея побольше узнать про насельниц монастыря и поставить о них спектакль, они хоть и не прославленные святые, но приняли мученические венцы… тем более, что девочки как раз и исполнили бы главные роли…

Ученики воскресной школы, конечно, все верующие. Делали изначально спектакль на театральный фестиваль Алтайской митрополии «Жар-Птица». Он был посвящен алтайским святым. Стали думать,  про кого рассказывать будем… Все канонизированные святые Алтая —  мужчины… А девочки очень просили главные роли. Ходили с ребятами в музей Знаменского монастыря, там смотрели фото монахинь, храма, портрет главной героини — матушки Мариамны Фроловой, написанный её младшей сестрой Параскевой…Портрет долгие годы пролежал на дне сундука.

Мы стали искать материал для постановки, нашли статьи о монастыре в сборниках православных изданий Тамары Владимировны Скворцовой, позже мы пригласили её на спектакль, она своими глазами увидела то, о чем много лет назад писала… Сказала, что мы нигде не допустили ошибок!»

Вера укрепляется

Татьяна Королькова:

«Дети прониклись историей монастыря, сострадали судьбам  мучениц… И   мы понимаем, что на крови мучеников вера только укрепляется и возрастает… Поэтому в спектакле  мы не делаем представителей НКВД страшными злодеями… Даже в конце спектакля  мальчики, которые исполняют роли нквдшников,  молятся за Россию вместе с монахинями… Это авторская позиция… Господь даёт каждому шанс на покаяние…

Роли легко распределились.  Три сестры Пригородовы  сыграли трех родных сестёр Фроловых. Средняя, Кристина, обладает твёрдым характером, крепкой верой, силой, она как нельзя лучше подошла на роль игуменьи Мариамны… Чистота девчонок и помогла сыграть пожилых  монахинь. Одной было 76, а другой 60.  Взрослым, думаю, было бы даже сложнее их сыграть…»

Кристина призналась:

«Играть было не очень сложно, но волнительно: задолго до начала репетиций мы были знакомы с историей женского монастыря, ходили на святой источник, посещали памятник на месте расстрела монахинь, видели портрет игуменьи Мариамны. Я ближе познакомилась с повседневной  жизнью монахинь, повысила актерское мастерство.  А главный урок жизни Мариамны Фроловой – оставаться верной Богу до конца. И никогда не сдаваться».

Первую Игуменью Парфению сыграла Ульяна Кузьмина, самая рассудительная, спокойная из девчат:

«У нас очень  хороший  коллектив, да  и Татьяна Викторовна  всячески поддерживала, я  играю   не первый спектакль под её руководством. Однако на фестиваль выезжать было конечно волнительно, но все справились и отыграли. Игуменью играть было сложновато. Роль тяжёлая, надо сыграть человека,  который сам смог буквально поставить храм, принять насельниц и заведовать этой большой общиной, а потом отречься от всего и уйти в вечное служение Богу. Это все очень сложно передать. Но зрители смогли увидеть эту суть, значит мы хорошо отыграли.

Работа над ролью дала мне понять, насколько сильные могут быть люди, насколько сильна их вера. Возможно,  я поняла, что есть к чему стремится, как в развитие личности так и в развитии актёрского мастерства».

Человек божий

Среди мальчиков самый озорной и энергичный Никита Дымов, ему часто  приходится играть отрицательных героев. Как , например, в  спектакле о праведном воине Феодоре Ушакове, где  он играл турецкого военачальника и сражался за Чёрное море с русским адмиралом.

Фото: личный архив Татьяны Корольковой фото
Фото: личный архив Татьяны Корольковой

Этот спектакль сделали  незадолго до начала  специальной военной операции, и, когда она началась, ребята   его играли  в детских домах, доме ветеранов и инвалидов, на других площадках, дарили иконы святого воина. «Спектакль был наша молитва о победе», — говорят юные артисты.

Татьяна Королькова:

«У нас есть удивительный парень в храме, человек Божий, Саша… Он сыграл свидетеля событий в спектакле… Даже не сыграл, а был самим собой, чистая, сострадающая душа… Он играет на флейте, многие сцены проходят под его музыку…»

Никита Дымов и Александр Максимов получили дипломы фестиваля за актерское мастерство. ИЗ пяти отмеченных работ  две – барнаульцев.

Татьяна Королькова призналась, что все складывалось чудным образом… Чувствовалась молитвенная помощь наших новомучениц, многие решения приходили как видения. Так родились березовые кресты — символ Православной России… Которые в спектакле выполняют особую роль… Доска становится символом основания монастыря, потом превращается в пилу…

В спектакле много музыки,  выразительных и символичных движений и жестов. Режиссер опиралась на известные    факты, а их было не очень много. Обитательницы монастыря не оставили ни писем, ни дневников. Поэтому Королькова решила не  фантазировать, не придумывать диалоги, а опираться только на историю.

Режиссер объясняет:

 «Образ действия, образ переживания больше воздействует.. Радость жития в монастыре, печаль расставания, разрушение рая… Была задача минимум информации перевести на язык театра, язык образа…Была заминка со звуком, были  вообще на грани провала… Но, Слава Господу, все наладилось…»

Народный сбор — сила

Средства на поездку в Москву для 20 ребят за очень короткий срок собрали всем миром.

Режиссер и ребята благодарны   всем тем, кто помог  собрать нужную сумму на билеты, проживание в Москве. За очень короткий срок! Простым прихожанам, протоиерею  Георгию Крейдуну, депутатам Барнаульской Думы Виталию Казакову и Ирине Молчановой.

«Народный сбор – сила! И вера в нас и молитва за нас многих людей укрепила и помогла нам достойно сыграть спектакль!»

Татьяна получила режиссерское образование в Алтайском  институте культуры у А. И. Вахрамеевой. В воскресной школе работает  пятый год, сделали три спектакля для театрального фестиваля Жар-Птица, и ещё много тематических к праздникам, Рождеству, Пасхе… Работает с детьми —  инвалидами, ставят спектакли в инклюзивном  театре.

Барнаульцы смогут увидеть спектакль «Матушка Мариамна Фролова – мученица за Христа»  после Поста, на Светлой седьмице  возможно в Знаменском монастыре, там где портрет Мариамны… А вообще режиссер и юные артисты готовы ехать туда, куда позовут, где заинтересуются – в учреждения, вузы, школы, музеи, библиотеки.

Фоторепортаж