«Куклы меня на ноги подняли»

17:33, 06 октября 2014г, Общество 1978


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Ребенком она наделяла своих кукол душой, лечила их, учила ходить. Спустя полвека, когда болезнь из нее самой едва не сделала ватную марионетку, они подняли на ноги Екатерину Кочеткову, кукольных дел мастерицу, жительницу села Хабары.

Осторожно, хобби!

Женщину эту знают в лицо в барнаульских специализированных магазинах, куда перед тем, как сваять очередную свою авторскую Галатею, она наведывается за бусами, тканью для нарядов, паричками, глазками.

Куклами Екатерина Николаевна увлеклась 3 года назад. Несчастье помогло – ее случай. Отработав 30 лет и 3 года медсестрой районной поликлиники, женщина попала на больничную койку с заболеванием позвоночника. А дальше все как в плохом романе. Операция, инвалидность, неподвижность. Словно в заключении, по воспоминаниям женщины.

Чтобы не сойти с ума от тяжелых мыслей, когда муж по утрам уходил на работу и оставлял ее одну, она старалась занять свои руки. Поначалу делала простенькие декоративные корзиночки, потом пошли пупсы-«попики», раздариваемые в огромном количестве друзьям, «чтобы удача не поворачивалась к человеку…» ну вы сами поняли чем. Так постепенно мастерица доросла до авторской куклы.

– Мои куклы меня на ноги подняли и к жизни вернули, а так не знаю, что со мной было бы. Первая, правда, получилась страшненькой. Вроде смотришь мастер-класс в Интернете – все просто, а попробуй повтори. Когда я в детство впала, домочадцы смеялись надо мной. Муж, глядя на мои чудачества, говорил поначалу: «Хочешь куклу – купи и успокойся!» А теперь привык и даже в Барнаул меня возит, когда нужны материалы для нового кукольного «замеса». И подсказывает, если, на его мужской взгляд, помада не подходит очередной красотке. Дочь Ирина, воспитатель детского сада в Барнауле, тоже увлечена авторской игрушкой и родителей группы этим делом заразила.

«Орлеанские девы»

Бабушка мастерицы вырастила рукодельницей дочь Александру, а та в свою очередь передала все, что умела, Кате, нареченной в честь бабули Екатерины Трофимовны Степченко. К слову, рушниками, половичками да покрывалами с ажурными подзорами, вышитыми руками ее мамы Александры Тымко, оформлена традиционная русская горница в местном краеведческом музее. И всякий раз, бывая здесь, Екатерина заходит в «мамину комнату». Александре Аркадьевне было 19 лет, когда началась Великая Отечественная война. В родном Орлеане Благовещенского района водила колхозную грузовую машину, домой возвращалась усталая, промерзшая, садилась у горячей печки, брала в руки недовязанный носок да так и засыпала над вязаньем. Носков и варежек «орлеанские девы» вязали сотнями пар – для фронта. А председатель колхоза, дед Екатерины Кочетковой Аркадий Степанович Степченко, отправлял их в увесистых посылках на фронт.

Сколько помнит Екатерина Кочеткова женщин своего рода – ни одна не умела сидеть просто так, без спиц или шитья. «Руки у женщины постоянно должны быть заняты» – Катя выросла с этой установкой, выручавшей ее в эпоху тотального дефицита всего и вся. На машинах «Нева» и «Северянка» она обвязывала с ног до головы родных, друзей, знакомых. Но куклы ничего общего не имеют с этой прагматикой. С раннего детства она помнит каждую, от обережных мотанок до пупсов, которым нашивали обновок всем девичьим царством села из выпрошенных у мам лоскутов.

Однажды Катя вернулась домой в слезах: лучшим «уличный комитет» девчонок признал наряд соседской куклы, с оборочками. Мама, вызнав причину слез дочери, без слов достала из своего скудного гардероба блузку с такой же оборкой и отдала: «Отпори и пришей кукле».

Подростком она получила от отца в подарок Алису, дорогую, магазинную, с закрывающимися глазками, двигающимися ручками-ножками. До самого замужества Катя не расставалась с ней. Своей дочери Ирине она покупала уже настоящих принцесс-модниц, а когда та пошла в школу, унесла в детский сад 30 дочкиных кукол.

«Ишь, барыня какая»

– Я долго считала плохим увлечение современных детей компьютерными играми, – размышляет мастерица. – Но потом пришла к выводу, что игровые персонажи тоже, по сути, куклы, ведь ребенок ими манипулирует, воплощает в них свои мечты. Игры нашего детства не сравнить с тем, что есть у детей сейчас. Это нормально. Главное, чтобы они учили их чему-то, каким-то полезным навыкам.

Есть в ее авторской коллекции игрушек зверинец из котов, хомяков, ежиков, домовят. И все же королевы – куклы, от шаржей на друзей до секретных «барынь» со спрятанным под пышной юбкой контейнером для разных полезных мелочей.

Внимательно слежу за руками мастерицы. Синтепоновый шарик, обтянутый эластичной колготочной тканью. Лицо, сформированное несколькими стяжками. Приклеенные глазки, реснички, паричок. В какой момент у куклы появляются душа, настроение, характер – похоже, и самой мастерице это неведомо.

За разговором она явила миру еще одну «сладкую парочку», и нам с фотокором достаются в подарок барыня Светлана и казак Степан. Лица из синтепона, искусственные парички, а радость настоящая.

Фоторепортаж