Кто прикасается к сокровищу, тот становятся его рабом, уверены создатели сериала «Синдром дракона»

19:49, 25 ноября 2023г, Культура 1796


Кто прикасается к сокровищу, тот становятся его рабом, уверены создатели сериала «Синдром дракона» Фото №1

Недавно на киноплатформах появился сериал «Синдром дракона», снятый еще в 2012 году известным режиссером Николаем Хомерики. В основе фильма – реальная история, которая произошла в Кировограде в 90-е годы. В доме электрика местных РЭС Александра Ильина после его смерти обнаружили уникальную коллекцию старинных вещей: икон, книг, посуды, статуэток. Оценивается все это специалистами приблизительно в миллиард долларов!

На реальных событиях

После смерти нашлись родственники, поселились в его доме и, обнаружив коллекцию, начали сбывать добро в «Букинисте». Так коллекцией и заинтересовались правоохранительные органы, немедленно это все национализировав. Правда, не обошлось без пропажи части коллекции. В библиотеке, куда передали редкие книги, таинственным образом исчезли 43 из них.

Как же электрика не ограбили раньше, при жизни, как он все мог сохранить в тайне? Вероятно, спасло то, что он жил нелюдимо, семьи и детей не имел, общался лишь с узким кругом коллекционеров. Да и у окружающих не было желания с ним контактировать, выглядел он очень неопрятно. Как ему удалось собрать коллекцию в несколько десятков тысяч экземпляров? Версий у следствия выдвигалось огромное количество. Но были три основные. Так как Александр Ильин относился к древнему дворянскому роду Римских-Корсаковых, предположили, что ценные вещи – это часть наследства. Вторая версия касалась его второй специальности. Он в кругу коллекционеров был известен как реставратор, которого приглашали работать даже в Киево-Печерскую лавру. За работу он брал редкими книгами. Третья версия, самая бездоказательная, касалась его возможного сотрудничества с органами госбезопасности. Мол, Ильина заставили хранить коллекцию, не посвящая в это больше никого. Главный аргумент в пользу этой версии – не под силу одному человеку собрать коллекцию, которой не может похвастать даже Европа. И именно эту версию взяли за основу создатели фильма.

Сюжетные линии

Итак, есть четыре важные влиятельные персоны из ЦК КПСС и МГБ, которые в начале 50-х годов припасли на черный день и себе, и своим детям все, что можно хорошо продать. Разумеется, нужны были люди, которые, как мифические драконы, будут охранять сокровища. На их роль выбрали молодого контрразведчика, офицера Владимира Терехова, которого сыграл Андрей Мерзликин, и бывшего зэка, осужденного за работу полицаем, а ранее дворянина Александра Нелина, который к тому же неплохой реставратор и отлично разбирается в произведениях искусства. Его сыграл Дмитрий Муляр. Герой, получая такое задание от властей, обретает новую жизнь и новое имя. Теперь он Анатолий Авдеев. В отличие от своего прототипа Александр Нелин в молодости не чурается женщин, не выглядит как бомж. Но работает все же для прикрытия электриком. Приставленный к нему офицер спецслужбы – не такой уж односложный герой. Из ограниченного человека благодаря своему подопечному он становится тонким ценителем старины, учится разбираться в искусстве и музыке.

Сценарист Юрий Смирнов постарался закрутить сюжет так, что до последней серии, коих всего в картине 12, мы не узнаем, кто же все-таки убирает одного за другим свидетелей, которые могли раскрыть тайну существования коллекции.

Расследование проходит в 2008 году в Одессе. Таможенники случайно обнаруживают в чьем-то багаже экземпляр Морского устава Петра Первого. Человек проговаривается, что книга из частной коллекции, но у кого она хранится, не знает. К делу подключается ФСБ. Расследование ведут молодые, энергичные сотрудники ведомства Александр Волков и Евгения Щёголева, которых сыграли Леонид Бичевин и Екатерина Климова. Начинаются убийства, похищения, взрывы, погони. Помимо официального расследования, ведется и частное, сокровища не дают спокойно спать мафии.

Туз в рукаве

Насытить фильм глубиной, философским подтекстом позволяют исторические экскурсы. Мы то и дело оказываемся в разное время существования Советского Союза. Это и ностальгия, и желание узнать, каков был быт советского человека, например, в 50-е годы. Режиссер не скупится на детали. Если это Ялта 50-х годов, то представлено соответствующее поведение людей, ориентированных на духовные ценности. А все материальное – удел нищих духом, но очень богатых. Если показывают работниц ткацкой фабрики того времени, то они изображены дородными, розовощекими, а не субтильными и бледными, как в современности.

Предметы коллекции называются в фильме достоверные, хранитель знает историю каждого экспоната. Только вот это не способствует его духовному росту. Чем больше он проводит времеми в подвале, где хранится коллекция, тем больше обесцениваются для него человеческие отношения. Ну а герой Мерзликина и подавно крошит людей налево и направо.

В чем сверхидея фильма? Наверное, в том, что все, кто прикасается к сокровищу, невольно становятся его рабами и теряют себя как личность.

Один из традиционных, но всегда работающих приемов в фильме – держать героя-­злодея в тени и выбросить туз из рукава, когда зритель этого не ожидает. Злой гений прячется в простой советской девушке, которая ведет двойную игру, она и сама до конца фильма никак не может определиться, на чьей стороне ей быть.

Еще один такой туз в рукаве – благообразный старичок, на которого уж точно никто из зрителей не делает ставку как на злодея. В общем, аудитории будет над чем поломать голову, заодно можно будет подтянуть матчасть на знание редких исторических книг.

Ну и, конечно, настоящий фильм не может обойтись без роковой женщины, а также положительной героини, которую уж так все мужчины любят, просто дышать без нее не могут.

Роковую женщину, которая заморочила голову и офицеру КГБ, и московским бонзам, и романтическим юношам, сыграла Наталья Романычева. Ну а главную возлюбленную все того же офицера КГБ и реставратора – хранителя коллекции Лидию Савченко сыграла блондинка Карина Андоленко. Ее героиня стала причиной личных трагедий сильных мужчин. При этом она еще и сама повесилась.

Еще один эпизод, с которым, на мой взгляд, режиссер переборщил, касается того, как капитан ФСБ Александр Волков за границей, преследуемый с одной стороны мафией, с другой стороны – пособниками Владимира Терехова, который не хочет, чтобы до его коллекции добрались, успевает перестрелять с помощью балерины на пенсии – бывшей жены разведчика, которую сыграла Людмила Чурсина, человек десять и выйти сухим из воды. Прямо Добрыня Никитич! И все же, несмотря на некоторые перекосы, фильм смотреть рекомендую. Сейчас захватывающий и правдоподобный сюжет – редкость!

Фоторепортаж