Как «мыслить руками»

17:00, 26 января 2015г, Образование 1668


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Продолжается региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. 

Так, 20 января юные химики решали теоретические задачи, а 21 января на базе АлтГТУ выполняли практическую часть. Отвлекшись на минутку от колб и бюреток (тонкие стеклянные трубки), они рассказали нам о сложностях и радостях научного соревнования.

Всего на региональный этап олимпиады в Алтайском крае вызваны 778 старшеклассников из 62 территорий края. Это победители и призеры муниципального этапа текущего учебного года, а также регионального этапа прошлого года. Самое большое число школьников принимает участие в олимпиаде по математике (порядка 80 человек) и физике, а свои знания по химии продемонстрировали 45 учащихся 9-11 классов.

– Участие и победа во Всероссийской олимпиаде дает учащимся определенные преференции при поступлении в вузы, – объясняет начальник отдела общего образования Главного управления образования и молодежной политики Ирина Дроздова. – Школьники, являющиеся победителями и призерами заключительного, всероссийского этапа, могут поступать в любые вузы страны по результатам олимпиады, так что им остается только получить аттестат. И ведущие московские вузы их с удовольствием к себе приглашают. Кроме того, они становятся лауреатами президентской премии: победители получают 60 тысяч, призеры – по 30 тысяч, так что у некоторых детей, занимавших высокие места несколько лет подряд, к окончанию школы на счете более 200 тысяч рублей. Однако победа на региональном этапе олимпиады тоже может пригодиться при поступлении в вуз: если ребенок набрал с кем-то одинаковое количество баллов, то призовое место обязательно будет учтено!

Что касается регламента проведения регионального этапа, то здесь все строго – как на ЕГЭ: химию во всех регионах писали в один день. Задания для олимпиады, разработанные центральными предметно-методическими комиссиями, край получил от Министерства образования и науки, они были вскрыты непосредственно в день олимпиады, и в тот же день чуть позже из Москвы пришли правильные ответы.

Для Валерии Моисеенко, девятиклассницы из барнаульской гимназии № 22 и ученицы известного педагога Раисы Коркиной, эта олимпиада стала первой:

– Мне вообще очень нравится химия, интересные опыты, – сообщила нам Валерия. – Некоторые считают это скучным, но для меня большое удовольствие – решать задачи. Особенно когда долго не получается, а потом наконец находишь верный ответ!

– В чем особенность заданий на олимпиаде? – спрашиваем ученицу.

– Часто они кажутся немного запутанными, и важно точно понять суть. Сегодня нам были даны несколько реагентов и смеси, и нужно было определить, какие вещества в какой смеси находятся. А сначала еще понять, в какой колбе кислота, а в какой – щелочь. На самом деле это было не так уж сложно, но интересно: когда выделяется газ или какой-то осадок, по нему можно определить вещество. А вчера мы выполняли теоретическую часть, несколько действительно трудных заданий. В некоторых, как мне казалось, все было решено правильно, а на самом деле нет (улыбается). Потом мы разобрали задачи и все стало понятно.

Александр Шуваев из заринской школы № 15 тоже уже несколько лет занимается у Раисы Коркиной. Но главное, учась в восьмом классе, он писал олимпиаду за девятый.

После победы на первой городской олимпиаде талантливого ученика пригласили в летнюю школу по химии в Горном Алтае, где его и заметила Раиса Андреевна Коркина. А этой зимой он уже готовился к олимпиаде по индивидуальной программе – с 27 декабря и практически без перерыва на каникулы.

– Химия – занимательный предмет, а когда пишешь олимпиаду и понимаешь, что хоть что-то можешь решить, это особенно радует. Ну а если пока не получается, то обязательно пробуешь это сделать в будущем, – говорит Саша.

Практическим заданием для одиннадцатиклассников стало титрование – количественный анализ: нужно было определить, сколько вещества содержится в пробирке. Кирилл Зенков из 40-й гимназии, победитель регионального этапа 2014 года, рассказал нам, что это, в принципе, обычное дело для химика, но на олимпиаде задания всегда неоднозначны, их можно по-разному истолковать, а значит, и решить.

По словам Раисы Коркиной, народного учителя России, из тех 45 детей, которые выполняли задания регионального тура, есть несколько участников ее воскресной химической школы.

– Эксперимент – важнейшая часть химии! Если ребенок не научится работать руками, химиком ему не стать, разве что теоретиком, – говорит педагог – Так что надо уметь научить этому детей – «мыслить руками».

По развитию химической промышленности судят об уровне промышленного развития страны, а у нас в крае мощный потенциал, добавляет Раиса Андреевна. А пищевая промышленность вообще будет играть огромную роль. Так что в ближайшее время она собирается устроить для своих учеников экскурсию на предприятие молочной промышленности, чтобы показать, что в будущем они могут быть там полезны.

А член жюри десятиклассников Ирина Мурыгина, преподаватель химии в АлтГТУ, подтвердила, что олимпиадные задания действительно довольно сложные.

– Например, метод титриметрического анализа в школе проходят, может, от силы один час. И многие школьники даже не знают, что такое колба, бюретка, мерная пипетка. Но если они дополнительно занимались химией, то, наверное, хорошо справятся с заданиями.

Кстати, стало известно, что Валерия Моисеенко и Александр Шуваев стали победителями регионального этапа среди девятиклассников. Среди десятиклассников – Максим Бойко из барнаульского лицея № 86, а среди учеников выпускного класса лучшим стал Кирилл Зенков (гимназия № 40, Барнаул).

Фоторепортаж