Учитель из Барнаула Людмила Баранова: «Важно уметь найти в ученике единомышленника»

10:00, 05 октября 2016г, Образование 2313


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Когда любовь к профессии передается по наследству, возникают настоящие династии. И особенно это распространено в учительской среде. Одной из самых больших в нашем крае является педагогическая династия Анохиных – Головкиных с общим стажем около 400 лет. В преддверии Дня учителя мы встретились с представительницей династии Людмилой Барановой, отдавшей школе больше полувека.

Последние двадцать пять лет учитель биологии работала в барнаульской гимназии № 42 и лишь в этом году вышла на заслуженный отдых. К нашей встрече Людмила Степановна подготовилась и кроме фотографий родных теток-учительниц и своих дорогих выпускников принесла «документы», которые ей дарили ученики: шуточные аттестаты с тройкой по любимой биологии, грамоты «самому стойкому учителю в мире», письма, разрисованные сердечками. И по той гордости, с которой она их демонстрировала, можно было подумать, что они ей дороже высоких наград и орденов. Но обо всем по порядку.

Учительская родословная

Говоря об основательнице династии, наша собеседница оговаривается: «Назвать Федору Степановну Анохину педагогом, наверное, нельзя: бабушка не имела формального учительского образования, но прекрасно знала старославянский язык, много читала и обучала грамоте». Она родилась в Северном Казахстане, рано осталась без родителей, была воспитана бездетной семьей. И получила хорошее образование, что позволило ей впоследствии учить сельских детей на дому.

В Сибирь Федору Степановну выслали с пятью детьми как раскулаченных, поселились они в Белоярске, потом в селе Чесноковка – нынешнем Новоалтайске. Там была средняя школа, которая впоследствии стала центром педагогической династии. Две из трех ее дочерей – Ирина Логинова и Елизавета Головкина – стали учителями, и обе проработали в школе около полувека.

– А потом династия стала разрастаться. Тетки вышли замуж за учителей, их дети тоже шли работать в школу, – рассказывает нам Людмила Степановна. – Я подсчитала: у нас в семье было три историка, три учителя математики и физики, два географа, два биолога, один химик – моя дочь Елена, она преподает в 42-й гимназии. Еще были учитель физкультуры, учитель начальных классов, племянница работала пионервожатой. И многие были связаны с новоалтайской школой № 3, – говорит Людмила Баранова.

Наша собеседница и сама родилась в Чесноковке.

– Я пошла в школу через год после войны. Пришла в шесть лет – меня не брали: маленькая. Учительница тогда сказала: «Ну пусть побегает, пока морозы не наступили, потом бросит». А я не бросила и хорошо училась! – вспоминает наша Людмила Баранова. – Детство пришлось на тяжелое время. Писали мы не в тетрадях, а на газетах между строк. Я была из «богатых», папа-бухгалтер приносил с работы какие-то бланки, на которых оставалось еще много места, вот на них мы и писали. Мама с собой молока давала – тогда в школе не кормили… Знаете, на нашей улице только мы с сестрой и получили высшее образование. Просто папа всегда говорил: «Девчонки, вы должны учиться. Мы с матерью не смогли получить образование, а вы должны». Сестра вообще окончила несколько вузов!

Тут надо пояснить, что сестра Людмилы Степановны – Надежда Ремнёва, председатель краевого совета женщин, преподаватель и общественный деятель. После окончания пединститута она тоже работала в школе: учила физике и математике детей первоцелинников в Табунском районе, потом стала директором школы, заведующей районо…

Пробурить лунку, посадить дерево

Окончив сельхозинститут, Людмила вышла замуж за военного, и профессию пришлось сменить. Понимая, что учителя нужны везде, она поступила на естественно-научный факультет Горно-Алтайского педагогического института.

– 30 лет с мужем пропутешествовала по стране и ни одного дня не сидела дома, – говорит она. – Просто была невероятная любовь к школе, я ведь выросла среди теток-учительниц, по вечерам к ним прибегала проверять тетрадки. Других профессий в моем детстве как будто и не было!

Сначала мужа отправили служить в Казахстан, на полуостров Мангышлак.

– Это была совершенно голая степь на Каспии, ни одного деревца! Тогда там были только деревянные дома и юрты, но школу уже построили, а вскоре появилась и вторая. Пришкольный участок был абсолютно голый, и мы с детьми его озеленяли.

Это только звучит просто. Людмила Степановна вспоминает, что под тонким слоем почвы был сплошной камень и чтобы посадить дерево, сперва нужно было пробурить лунку. Но уже вскоре благодаря усилиям учителя биологии и учеников, а также благодатному климату там возник прекрасный сад. За эту работу учительница в 1971 году была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

– Конечно, нам помогала администрация, освоить эти залежи нетронутой земли силами одних только учеников было сложно. Еще мы с ребятишками ходили спасать ослабевших перелетных птиц, которые, не долетев до берега, падали в воду. Отогревали их, подкармливали, возвращали к жизни. Работа была очень интересная!

Оборотной стороной, говорит педагог, была необходимость на уроке биологии непременно напомнить, что Бога-то нет. «Помню, приехала комиссия из Алма-Аты, посмотрели мой урок и сказали: «Все чудесно, но мы не увидели атеистического воспитания». А я рассказывала детям о лягушке, что она является научным объектом, что ей памятники поставили. Ну какое тут атеистическое воспитание?»

После 13 лет в Казахстане семья отправилась на Украину – Днепропетровск, Днепродзержинск, Желтые Воды. Причем работала Людмила Баранова не только в общеобразовательных, но и в солдатских и вечерних школах. Около года вела уроки в колонии строгого режима – и удивительным образом даже этих своих учеников вспоминает как славных.

– Только приду, они спрашивают: «Вчителка, що робытся на воле?» Им так не хватало общения, и они с нами очень раскрывались. Там был изумительный учительский коллектив и директор чудесный.

Внутренняя потребность

Все изменилось, когда мужа отправили на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. После его смерти в 1990 году Людмила Степановна вернулась с детьми на Алтай. Устроилась в барнаульскую 42-ю гимназию, куда через год пришла работать учителем химии ее дочь Елена.

И вновь главное хобби педагога – огромный и всегда ухоженный пришкольный участок. А главная гордость – ребята из профильных химико-биологических классов, многие из которых стали врачами.

– В чем же причина того, что в вашей семье люди не знают усталости и работают в школе многие десятилетия?

– Знаете, мне никогда не было важно, сколько платят, и я не просила себе дополнительных часов. И все в нашей династии работали по какой-то внутренней потребности.

Эта внутренняя потребность передалась и дочери Елене Цымбалист. Людмила Степановна говорит:

– Горжусь дочерью – она еще больший трудоголик, чем я, и работает с такой отдачей! Постоянно куда-то возит учеников, в театр водит. 

На вопрос, что менялось за эти десятилетия в работе учителя, Людмила Степановна вспоминает, что в советское время классный руководитель, например, должен был побывать дома у всех своих учеников, знать их семьи, видеть условия, в которых живут дети.

– Сейчас это обязанность социальных служб, а тогда социальной службой был учитель. За детьми, которые пропускали школу, я заходила утром и приводила на уроки – и никаких прогулов… Но что бы ни менялось в системе образования, какие бы педагогические методики ни были в моде, одно неизменно – учитель и ученик и их взаимоотношения. Важно уметь найти в ученике единомышленника, стать ему другом, завоевать доверие.

Фоторепортаж