«Игра в варианты»

17:00, 06 ноября 2015г, Общество 1718


1
1

Мы продолжаем рассказ о том, какими бурными были дискуссии по поводу строительства АлтЖД.

Железнодорожный вопрос обсуждался и в мещанском сообществе Барнаула – общее собрание состоялось в управе 25 сентября. «На собрании присутствовало 247 человек, – констатировал репортер «ЖА». – Эта цыфра неслыханная для мещанского схода наглядно показывает, насколько интересуются мещане железнодорожным вопросом». Нового к тому, что было высказано на собрании гордумы и купеческого сообщества, никто не сказал. К окончательному решению мещане не пришли и назначили следующее собрание на 2 октября. На нем проголосовали за устройство вокзала на пруду 244 человека, на Малом Глядене – 195. В истории осталось воспоминание об И. Меркурьеве: радея за нижний вариант, тот предрекал обрушение горы, в случае если рядом с ней пройдет путь. Он «говорил что-то о кладбище на горе, о неудобстве от железной дороги для покойников, но подробно его разслышать не удалось, так как в зале во время его речи раздавались взрывы всеобщаго смеха».

Бурным было и заседание городской думы 11 октября. К единому мнению на нем также не пришли, но создали комиссию «по обсуждению вопроса о месте под вокзал». С правом совещательного голоса в нее были приглашены известные люди Барнаула: Лесневский, Зверев, Агентов, Заводовский (врач), Федулов, Ворсин и другие. 13 октября комиссия не вынесла решения, назначили заседание на 15 октября. Это собрание затянулось надолго и «за поздним временем» было перенесено на 17 октября. Но и тогда ни к чему не пришли: только чтение протокола предыдущего собрания заняло 40 минут, а прения были беспорядочны. После долгого заседания назначили последнее – на 19 октября.

Но заседали по железнодорожному вопросу в думе Барнаула и 25 октября – уже с новым городским головой, И. Платоновым, пришедшим на смену Страхову.

«Еще три дня можно говорить, и все равно ни к чему не придем» – этими словами обрисовал ситуацию дежавю гласный Никольский.

На что Платонов заявил, что вряд ли в Петербурге будут дожидаться решения Барнаульской думы: томский губернатор оказывает полное содействие, проект устава Алтайской железной дороги вносится на днях в Совет министров, концессии предполагается сдать независимо от представления окончательных изысканий. И гордума 19 голосами против 12 высказалась за прудской, верхний вариант. Публицист, скрывший свое имя под псевдонимом К.Л. М-ч, поставил городу диагноз «импотенция» и рьяно атаковал «господ железнодорожных предпринимателей, которые дорогу проводят не ради прекрасных глаз барнаульцев, а в целях извлечения из нея всевозможных капиталистических выгод».

Надо заметить, что редакция «Жизни Алтая» помимо заметок о проведении изысканий и мнений инженеров публиковала на своих страницах материалы всех желающих высказаться по железнодорожному вопросу. Так, она напечатала немалую по размерам, обстоятельную статью доктора Н. Заводовского и его доклад, прочитанный в комиссии думы, а также письмо купца И. Платонова. Автор, скрывавшийся под псевдонимом Эфиоп, написал даже пару хлестких фельетонов.

В сочинении «Варианты» он писал: «Была игра в фанты, теперь пошла – в варианты… Где двое или трое собрались раздавить «мерзавчика» или перекинуться в винтишко, там уже в качестве неизбежной прелюдии разговор о вокзале. Понятия спутались. Раньше был север и юг, теперь юг отменили и северу противополагается «пруд»… В фельетоне «Прудяне и северяне» Эфиоп в выражениях не стеснялся:

«Перекричали наконец северяне, – народ тощий, высокий, тонкий и звонкий: алтаец, разночинец, интеллигент…

– У нас солнышко! начинают дразнить северяне, а у вас грязь, духота, теснота!

– Дичь вы – вот что! а мы – центр, пуп земли и отцы города! Далеко вам до нас, оборванцы!

– А вам до нас еще дальше! Толстопузые вы! Песками вам тяжело к нам подниматься, так в луже готовы барахтаться, лишь бы у себя под боком «чугунку» иметь!»

Вопросы технические

Что было дальше? Представители города встречались в Томске с инженерами Кашкиным и Будаговым, вручали губернатору докладную записку «К постройке моста через Обь». В ней говорилось, в частности, о «приспособлении моста к колесному и пешеходному движению». Ирония судьбы: когда гласный В. Вершинин и член городской управы В. Бирюков возвращались из Томска, то «благодаря буре и шуге, на земском перевозе их отказались перевезти, и нашим депутатам пришлось полторы сутки просидеть на берегу, пока их не перевезли лодочники».

И тут же «Жизнь Алтая» освещает другую известную «техническую» сторону: в хронике дается новость – В. Бирюков утвержден губернской властью в должности «заступающаго место городского головы»…

10 ноября на собрании гордумы о поездке в Томск рассказали и члены депутации, и Платонов. Собиралась дума также 22 и 30 ноября. Томскому губернатору и инженеру Будагову было отправлено постановление о расходах города на приспособление железнодорожного моста для экипажной езды и прохода. Также в интересах скорейшего разрешения вопроса строительства «чугунки» в столицу снаряжались гонцы: сначала просили представлять интересы Барнаула семипалатинского голову Плещеева, позже за 500 рублей в год назначили некоего Папкова.

Случилось это назначение на заседании думы 19 декабря – более половины времени вновь было посвящено больной теме. В ходатаи кроме Папкова предлагали представителя Ново-Николаевска Дунина-Марцинкевича, выбор же остановили на Платонове. Он категорически отказывался, но таки согласился после настойчивых, «включительно до вставания», просьб гласных. После заседания от лица думы были посланы телеграммы четырем министрам – двора, финансов, внутренних дел и путей сообщения. Думцы просили о скорейшем внесении в Государственный Совет вопроса о проведении Алтайской железной дороги и содействии удовлетворению интересов города.

22 декабря «Жизнь Алтая» сообщила, что постройка «чугунки» начнется весной.

(Стиль и орфография приведенных в материале документов соблюдены.)

Автор благодарит за помощь в подготовке материала музей АлтЖД и В.А. Саету.

Фоторепортаж