Где в Барнауле можно увидеть подлинные шаманские костюмы, бубны и амулеты

19:56, 04 октября 2023г, Культура 846


Где в Барнауле можно увидеть подлинные шаманские костюмы, бубны и амулеты Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Шесть подлинных шаманских костюмов коренных народов Сибири, а также бубны, колотушки, амулеты и онгоны сейчас можно увидеть в Барнауле.

Уникальную передвижную выставку «Эхо шаманского бубна» из Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н. Муравьева-Амурского уже можно было увидеть в нескольких городах Сибири и Дальнего Востока. Судя по посещаемости, в столице Алтайского края она может стать одним из осенних блокбастеров. Сейчас в выставочном зале Алтайского краеведческого музея представлено 60 предметов, дающих некоторое представление о религии и мировоззрении якутов, бурятов, эвенков, тувинцев и алтайцев. Значительная их часть была собрана учеными-этнографами еще в конце XIX века.

Нервная работа

– Наш музей был основан в 1782 году, его фонды насчитывают более 500 тысяч экспонатов, и «шаманская» коллекция – одна из жемчужин собрания, – говорит старший научный сотрудник ИОКМ Елена Гурова. – Шаманизм был традиционной религией народов Сибири – эвенков, тофаларов, бурятов. Он не был отодвинут на второй план, несмотря на то что в XVIII веке в Сибири активно наступало православие, а затем и буддизм. Даже в советское время – а я сама выросла в бурятской деревне – эти обряды практиковались и не порицались.

Кто такой шаман? По словам ученых, он был и врачевателем, и психологом, а работа его была тяжелой и нервной, потому что покоя он не знал ни днем, ни ночью. Пропала корова? Заболел человек? Люди шли к нему. Во время эпидемий не успеет он проснуться – уже зовут в соседний улус, а пока шаман камлал, к нему выстраивалась очередь…

– Чтобы стать шаманом, нужно было получить шаманский зов, или шаманский корень – «утхэ». Передавался он и по материнской, и по отцовской линии, а еще его мог получить потомок человека, который был убит молнией, – рассказала первым посетителям выставки Елена Гурова. – Этнограф Бернгард Петри, который в начале ХХ века много времени провел в бурятских аймаках и тофаларских поселениях в Восточных Саянах, описывает 18-летнего юношу, у которого начались припадки, длившиеся по нескольку дней. Если кто-то из предков был шаманом, человек интуитивно чувствовал, что пришло время заниматься этим сложным ремеслом.

Когда умирает костюм

Каждый из представленных в витринах костюмов, по словам иркутских музейщиков, формировался постепенно в течение всей жизни шамана. И, судя по всему, принадлежали они тем, кто прошел уже третью стадию посвящения. Как, например, символичное облачение шамана сойотов с пучками орлиных перьев на спине на уровне лопаток.

– У бурят и сойотов орел – священная птица, и этот костюм означает, что, когда шаман отправляется в потусторонний мир, он сам превращается в орла, – объясняет Елена Гурова. – Эти длинные жгуты вдоль подола нужны были, чтобы отпугивать злых духов. А лежащая рядом маска, найденная на берегу Байкала, похоже, принадлежала эвенкам и была необходима, чтобы шаман не был узнан обитателями потустороннего мира.

Вообще-то, в Иркутском краеведческом музее хранится 17 шаманских костюмов и, кажется, такой коллекции больше нигде нет. Главный хранитель ИОКМ Светлана Малиновцева говорит, что собирать ее начали этнографы еще в конце XIX века, и к 1930-м годам она была сформирована. Но ценность ее не только в этом:

– Считается, что после смерти шамана «умирает» и его костюм, его тоже хоронили – увозили в тайгу, и на это место никто не посмел бы прийти, – говорит Малиновцева. – То есть без согласия самого шамана или его близких костюм просто не мог попасть в музей – получается, что нашим предшественникам удавалось убедить передать эти предметы на вечное хранение в фонды.

Большой резонанс

Представлены в музее и онгоны – вместилища духов огня, охоты или кузнечного дела, а также ящики для их хранения и шаманские бубны. За некоторыми предметами стоят страшные легенды, приведенные в опорных текстах прямо в витринах.

По сути, выставка «Эхо шаманского бубна» посвящена 200-летию Алтайского краеведческого музея. Не так давно АГКМ представил свои собственные экспонаты в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а теперь впервые показывает в Барнауле музейные ценности из Иркутска. Говоря о такой выставочной активности, министр культуры края Елена Безрукова заметила: «Это продолжение нашего сотрудничества с федеральными и региональными музеями. И если на карте страны рисовать линии, по которым ездят экспонаты, они прочертят большие пространства нашей страны».

– Выставка еще не открылась, а резонанс был уже очень большой, – радовалась на открытии директор АГКМ Наталья Вакалова. – Сегодня мы читаем: Алтайский край в этом году посетило более 2 миллионов туристов. В Иркутскую область, на Байкал едут еще больше. Но зачем? Не только посмотреть эти уникальные озера – Телецкое, Байкал, но и чтобы познакомиться с этой культурой, религией. И если говорить о толерантности, то мы должны принимать наше с вами многообразие.

Фоторепортаж