Электронные услуги? На здоровье!

14:18, 23 апреля 2018г, Общество 1152


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Как повысить качество и доступность медпомощи для населения края с использованием новых, современных технологий? Насколько эффективны внедряемые в регионе медицинские информационные системы и что нужно сделать для того, чтобы оптимизировать труд врача и при этом максимально повысить качество оказываемых пациентам услуг?

Лидеры в стране

Эти вопросы обсуждались в минувшую среду, 18 апреля, на очередном заседании правительства региона. Говоря о развитии информационных технологий в здравоохранении, губернатор края Александр Карлин отметил, что рассматриваемая тема более чем актуальна: эффективное управление любой отраслью, тем более такой сложной, как здравоохранение, невозможно без использования цифровых технологий.

Это необходимо для создания современной системы оказания медицинской помощи. В единой информационной сети региона уже насчитывается около 9 тысяч автоматизированных рабочих мест врачей в 143 поликлиниках и больницах. Дальнейшая работа в этом направлении должна максимально уменьшить бумажный документооборот, а значит, увеличить время врача на общение с пациентом.

В последние годы в здравоохранение региона вкладываются десятки миллиардов рублей. В том числе средства идут на приоритетные проекты по развитию информатизации в сфере здравоохранения.

– Это огромные ресурсы, – отметил глава региона. – Мы сегодня коренным образом изменили материальную составляющую подавляющей части наших медицинских учреждений всех трех уровней. В этом направлении Алтайский край является одним из лидеров в стране и Сибири. Об этом говорят эксперты национального уровня и наши зарубежные гости. Мы по целому ряду информационных сегментов в здравоохранении показываем достойные результаты, которые отмечены на федеральном уровне. Но эту сферу необходимо постоянно развивать: без новых, современных технологий управленческого уровня наращивать дальше положительный эффект современного здравоохранения мы не сможем.

Широкие возможности

Сегодня во всех медицинских организациях региона внедрена и используется региональная медицинская информационная система, позволяющая решать основные задачи по ведению медицинской документации в электронном виде, она также обеспечивает процесс электронного медицинского документооборота.

По словам министра здравоохранения Алтайского края Ирины Долговой, все функционирующие медицинские информационные системы интегрированы с федеральными сервисами «Запись на прием к врачу» и «Электронная медицинская карта». Во всех организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, у пациентов есть возможность записаться на прием к врачу с использованием электронных сервисов. Это Единый портал государственных и муниципальных услуг, региональный интернет-портал и мобильное приложение.

Все медицинские организации региона оснащены системами, позволяющими оказывать и получать телемедицинские консультации. В 2017 году в таком режиме врачи провели около 40 тысяч сеансов связи, которые наверняка спасли сотни жизней.

– По сведениям Департамента информационных технологий и связи Минздрава России, Алтайский край занимает хорошую позицию в рейтинге регионов по уровню развития информационных технологий в здравоохранении, – заверила Ирина Долгова. – Наш регион является лидером по уровню развития и внедрения системы автоматизации деятельности скорой медицинской помощи и уровню развития и внедрения телемедицины.

Внедрение информационной системы управления скорой медицинской помощью, позволяющей максимально оперативно управлять бригадами медиков, началось в 2014 году. В качестве пилотного учреждения была выбрана Станция скорой медицинской помощи Бийска.

– Автоматизированная система охватывает всю деятельность службы – от диспетчера до заведующего гаражом, – рассказывает главный врач Станции скорой медицинской помощи Бийска Сергей Паршуков. – Все наши 33 бригады оснащены планшетами, а сотрудники, работающие с системой, – автоматизированным рабочим местом с определенными правами доступа. Диспетчер принимает вызов и заносит первичные данные в систему, которые автоматически передаются на ближайшую бригаду. Сократилось время передачи вызова бригаде с 2 минут в 2015 году до 30 секунд в 2017 году. Своевременность доезда до 20 минут улучшилась с 81,8% в 2015 году до 92% в 2017 году.

Информация о нахождении машин скорой помощи в реальном времени отражается на картографическом сервисе, автомобили оборудованы технологией ГЛОНАСС, что позволило сократить время прибытия оперативной службы к месту вызова, определять местонахождение автомобиля, учитывать пробег и скорость движения. Система позволяет вести оперативный контроль за движением медикаментов и перевязочных средств, в режиме реального времени предупреждает о приближении истечения их срока годности и т. д.

Главная задача

Оператором информационных систем в сфере здравоохранения края стал «Медицинский центр – управляющая компания Алтайского медицинского кластера», в который входят региональный центр обработки данных и ведомственный удостоверяющий центр. 143 медицинские организации подключены к региональной защищенной сети передачи данных. В 2017 году к сети Интернет было подключено 29 филиалов медицинских организаций, в текущем году запланировано охватить еще 200 филиалов.

По словам директора «Медицинского центра – управляющей компании Алтайского медицинского кластера» Елены Вайгель, сегодня в крае реализуется несколько приоритетных проектов по развитию информатизации в сфере здравоохранения. И прежде всего это проект «Электронное здравоохранение», в рамках которого работает «Личный кабинет» «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг. В нем разработаны электронные сервисы для пациентов, где можно получить сведения об оказанной медицинской помощи из электронной медицинской карты, информацию о полисе ОМС и страховой медицинской организации, сведения о прикреплении к медицинской организации и другие.

В 2017 году почти 20% жителей края от общего числа обратившихся за медицинской помощью воспользовались услугой записи к врачу в электронном виде.

Эти цифры можно и нужно кратно увеличить, подчеркнул губернатор. Судя по всему, люди элементарно не знают, как пользоваться электронными услугами.

– Если мы не будем иметь адекватного пользователя – пациента, который умеет и желает, к примеру, открыть свой электронный «Личный кабинет», чтобы извлекать из этого факта пользу для себя, ничего у нас с вами не выйдет, – сказал Александр Карлин. – Если пациент не интегрирован в эту систему, не готов получать услуги интеллектуально, эмоционально или морально, то грош цена нашей работе. Мы должны в школьные программы и в другие образовательные проекты обязательно включать обучение нашей молодежи, школьников, студентов практическим навыкам быть реальным получателем государственных услуг в электронной форме в различных сферах. В этом состоит наша главная задача.

Фоторепортаж