Чувство цвета Андрея Арестова

17:00, 09 февраля 2017г, Культура 1359


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В выставочном зале барнаульского музея «Город» открылась персональная экспозиция известного живописца Андрея Арестова «Чарующие ночи». Этот момент на вернисаже особо не выделяли, но посвящена экспозиция недавней круглой дате.

Правда, в отличие от большинства художников, которые обычно готовят по такому случаю некий подробный ретроспективный «отчет», Арестов решил сосредоточиться исключительно на ночном пейзаже, который – что изумило даже присутствовавших искусствоведов – занимает весьма значимое место в его творчестве. Выставка работает в небольшой правой части выставочного зала (основное пространство по-прежнему занято эффектными сибирскими гобеленами), но даже краткое пребывание на ней можно приравнять к путешествию.

Не стоит думать, что в этой экспозиции сплошь темень и глухая чернота. Работы Арестова вообще удивительно многоцветны, и его дар колориста был не раз отмечен на вернисаже. Так что найдутся здесь и блеклые питерские белые ночи, и торжественно-фиолетовое небо, и маленький этюд с нежно-розовым закатом над Катунью, и разбеленная зимняя сумеречная синева, обволакивающая темные деревья вокруг Дома творчества «Академическая дача» (одна из ранних работ – 1991 год), и ночные улицы любимого художником Тобольска, и даже утопающий в огнях рождественский Париж.

То есть слово «чарующие» в названии выставки нужно воспринимать буквально: художник и сам очарован этими сложными для любого живописца состояниями, и вполне способен увлечь ими зрителей, многие из которых, кстати, пребывали в уверенности, что работы эти «выдуманные». Хотя собратья по цеху свидетельствуют: свои пейзажи Арестов по-прежнему пишет с натуры. Сосед по мастерской – живописец Василий Кукса, например, рассказал историю одной такой ночной картины: «Это был не просто один сеанс. Он занесет работу с улицы в мастерскую – а она в электрическом свете совсем другая. И на следующий вечер он опять шел на то же место. Хотя за это время можно было бы и четыре разные работы сделать».

– Мы, музейщики, создавая экспозицию, всегда стараемся погрузить зрителя в историческое пространство, – сказала на вернисаже директор музея «Город» Наталья Вокалова. – Вот Андрей Васильевич благодаря своим произведениям, их цветовой гамме погрузил меня сегодня в Париж – а у меня была возможность походить по этим улицам. Глядя на эти работы, ощущаю: «Я в Париже!» Мне посчастливилось бывать и в Санкт-Петербурге, и сегодня мне кажется, что еще бы чуть-чуть – и я бы вдохнула воздух Невы. Это восхищает и поражает.

– Тема ночи сама по себе красива и поэтична. А работы Арестова всегда выделяются профессионалами как живопись
самого высокого качества, которому многие художники просто завидуют, – сказал на открытии председатель правления краевой организации Союза художников Дмитрий Петренко. – Его не выработаешь трудом – это чутье дается высшими силами. Это же условно темные работы, но они все светятся!

Пленительными, загадочными и удивительно теплыми назвала работы одного из своих любимых живописцев Елена Безрукова, начальник краевого управления по культуре и архивному делу. А искусствовед Любовь Шамина считает, что пейзаж – это вообще душа русского человека.

– Арестов не удивляет – в хорошем смысле, – говорит Евгений Пешков, сотрудник Художественного музея. – На протяжении десятков лет мы видим великолепный уровень профессионального мастерства и таланта, он радует своей живописной свободой, своим чувством цвета. Этого от него всегда ждешь, и ожидания оправдываются.

– Все хвалят, но никто не сказал, каким трудом достаются эти работы, – сказал коллега художника Алексей Дрилёв. – Помню, лет десять назад я иду зимой и вижу: возле часовенки у политехнического кто-то стоит под фонарем и пишет. А это Арестов! Я свидетель того, как он ищет эти моменты, когда холст и краска превращаются в цветовое пространство, которое живет, дышит.

Сам художник, кажется, был смущен всем сказанным и даже заявил, что некоторые работы на выставке ему самому кажутся несовершенными. «С чего вообще эта выставка началась? Анатолий Штань, живописец и педагог, писал ночные работы. А мне было непонятно, как это вообще писать? Или у Михаила Жеребцова было огромное количество маленьких этюдов, и я увидел один такой невзрачный, простенький совершенно: небо, заборчик, земля, все темное. Но я помню ту работу! Потом уже в художественном училище мы разговаривали с Иваном Моисеевичем Мамонтовым, как написать сумерки. Он сказал: «Это же просто, нужно взять цветовые отношения!» Но тогда это было непонятно… Пишешь – красная лампа горит. Вода как асфальт. И так-то трудно это поймать, когда работаешь с натуры, все меняется. Знаете, как охотники говорят: «Взять птицу». А художники – «Взять отношение».

Справка
Андрей Васильевич Арестов родился в 1956 году в Новосибирске. Окончил Новоалтайское художественное училище, занимался педагогической деятельностью. В 1991 и 1993 годах ездил в Дом творчества «Академическая дача» им. И. Репина. Лауреат премии Демидовского фонда Алтайского края. Участник краевых выставок с 1984 года.

Фоторепортаж