Алё, я в театре!

КАРПОВА Любовь

Алё, я в театре!

311

17:08, 28 апреля 2016г

На сцене – пронзительная история неизлечимо больного ребенка, зрители украдкой смахивают слезы, в зале благоговейная тишина. И вдруг у зрительницы, сидевшей передо мной, громко зазвонил мобильник.

Ситуация настолько обыденная, что об этом не стоило бы и вспоминать, но та дама сделала нечто немыслимое. Она ответила на звонок и произнесла вполголоса: «Я в театре, перезвоню тебе позже». В темноте небольшого зала с прекрасной акустикой на нее обернулись несколько человек, кто-то выразительно вздохнул. Театральное волшебство рассеялось.

На самом деле мне сложно припомнить концерт или спектакль, во время которого в самый неподходящий момент у кого-то не заверещало бы в кармане. Но нельзя сказать, что в самих театрах на эту ситуацию смотрят равнодушно. Наоборот, практически везде в начале вечера звучат заранее записанные обращения, в которых публику подчеркнуто вежливо или с юмором, но крайне настоятельно просят отключить звук у мобильников. В филармонии ведущие концертов тоже напоминают про телефоны, делают небольшую паузу и со значением смотрят в зал, кто-то, конечно, спохватывается и послушно выключает, но не все. То есть дело все же не в простительной рассеянности, а в принципиальном нежелании соблюдать простые правила приличий. А еще в повышенной тревожности и стремлении «всегда быть на связи», а то мало ли что: бизнес рухнет или дети что-нибудь учудят как раз в те три часа, что мы спектакль смотрим. Отсюда и нежелание отключать мессенджеры, и невозможность не проверять маниакально, что там друзья в соцсетях понаписали.

В кинотеатрах происходит то же самое. И можно сколько угодно говорить себе, что кино – искусство демократичное, раз уж допускает хруст попкорна и шипение газировки. Но когда в темноте зала вам светит в лицо экран чужого мобильника и вы слышите: «Алло, я в кино... В кино, говорю! Перезвоню тебе... Что?! Я перезвоню позже!» – это просто раздражает, невзирая на любые аргументы.

Та дама в театре драмы была самым вопиющим случаем на моей памяти – до недавнего похода в музкомедию. Премьера с московским солистом, в зале аншлаг. Но когда заиграл оркестр, несколько человек в амфитеатре, не успевшие досказать друг другу свои истории... стали говорить громче, чтобы перекричать музыку.

Иногда хамского отношения не выдерживают артисты. Коллега, съездившая на представительный фестиваль в Новосибирск, собравший звезд классической музыки со всего мира, рассказывала, как кларнетисты из Израиля просто прервали выступление, услышав рингтон. Были случаи, когда Евгений Гришковец отчитывал «забывчивых». Еще известно, что в театрах других регионов бывают специальные смотрители, которые могут и выдворить из зала. Хотя такие карательные меры, конечно, не выход: от первого варианта неловко как раз тем, кто ведет себя прилично, а от второго шума будет еще больше.

Но театры тут ни при чем – просто мы вдруг дали себе право не обращать внимания на то, что причиняем неудобство окружающим. В конце концов, никто не настаивает, чтобы мы буквально вырубили телефон – существует беззвучный режим, раз уж вы нейрохирург или спасатель, которого в любой момент могут вызвать на работу. Важно только понимать, что это тоже культура, возможно, даже самое показательное ее проявление. И что за атмосферу и успех живого выступления публика ответственна ничуть не меньше артистов.

Фоторепортаж