Провинциальный бизнес

Если нельзя, но очень хочется…

00:00, 02 ноября 2012г, Общество 1797


Провинциальный бизнес Фото №1

Рубцовчанки Надежда Шинкоренко и Ольга Плетнева могут служить примером женщин, способных самостоятельно добиваться очень многого, успешно строить свою карьеру и бизнес. В очень непростое время, начав с полосатой сумки челнока, тяжелым, а то и опасным трудом они упорно создавали свое дело, постепенно и неуклонно прокладывая дорожку от жизни унизительной к жизни свободной, благополучной и созидательной. По сути, это даже не истории о провинциальном бизнесе, а маленькие рассказы о том, что может сделать человек, оказавшись в практически безысходной ситуации, каким сильным бывает слабый пол, когда основательно берется за дело, уверившись, что, несмотря ни на что, все-таки можно. Можно!

Не по шаблону

В школе Ольга Плетнева училась, по ее словам, «всяко», но в своих силах была уверена всегда и когда получила первую тройку, пришла домой и сказала: «Мама, мне поставили пятерку по русскому языку, но почему-то без хвостика». Когда выяснилось, что это тройка, была огорчена и удивлена одновременно. А вот по математике и географии в дневнике у будущей предпринимательницы стояли всегда только пятерки.

 

Главным образом упорство

- Психолог бы, вероятно, сделал из этого вывод, что в системе вашего мышления соседствуют широта и аналитичность...

- Возможно, так оно и есть. Но всё это у меня совсем не сразу проявилось. Главным, наверное, упорство было все-таки. После окончания школы в 1990 году я не знала, что делать. Мама говорила, что надо учиться, и я пошла в торговое училище. Там получила специальность продавца, но поначалу она мне не пригодилась. Жили мы вдвоем с мамой, она работала на почте с зарплатой 90 рублей. У меня почему-то с детства было желание купить себе не красивое платье, а хороший стол или шкаф в нашу с мамой квартиру.

И пошла Ольга Плетнева искать себе не работу по душе, а место, где больше всего заплатят. Первым из таковых стал чугунолитейный цех. Ей там очень понравилось, а вот мастер ее приходу не обрадовался. Осмотрел внимательно ее хрупкую фигурку и сказал: «Даже если тебя отдел кадров пропустит, я все равно не возьму». Зато взяли на другую работу – заниматься стерилизацией шприцев в больнице (нынешних одноразовых тогда еще не было. – Авт.). Работа была опасной, и возможность подцепить какую-нибудь болезнь – вполне реальной. Но 350 рублей…

- У меня почему-то даже мысли не было, что я могу заразиться. И страха тоже никакого, - улыбается она сегодня. - Там было очень холодно, воды горячей часто не было, а шприцы требовалось промывать под проточной водой не менее 10 минут. Вот я, как девушка ответственная, и держала их под краном те самые десять минут, рука от холода синела. Так что кроме денег заимела я себе гайморит, но из заработанных денег ни копейки не потратила. Ездила в Новосибирск за вещами и у себя на работе девчонкам их продавала, а из вырученных денег опять ни копейки на себя. Было такое чувство, что они нужны для чего-то более важного. А чего, я и сама тогда не понимала.

Понятие пришло позже, вполне ясное. Пока же Ольга продолжала челночить, торговала на автовокзале с маленького столика от первого до последнего автобуса, когда еще не приходили или уже давно уходили домой ее соседи-конкуренты, двое из которых, кстати, торгуют там же за своими столиками по сей день. В августе 1993-го она увидела брошенный муниципальный киоск и решила его выкупить. Это был третий в городе частный киоск по продаже всякой мелочи – футболок, зажигалок, сигарет и так далее. Так, собственно, и начался ее серьезный бизнес. В сентябре 1994 года купила оборудование для хлебопекарни и, когда разгружали тестомесы, печи, другие аппараты и агрегаты, подумала: «Вот теперь у меня начинается настоящая жизнь. Я начну работать по-настоящему». Так и вышло.

Чтобы глаза от удовольствия закрывались…

В 1995 году после рождения первого ребенка и в ожидании второго она поступила учиться в Рубцовский филиал АГУ. В 23 года – пекарня, магазин, учеба, ребенок, но плюс к тому много сил и столько же перспектив. На сегодняшний день бизнес Ольги Плетневой – это около 120 человек коллектива, два магазина, два кафе, цеха по производству хлеба, изготовлению печенья и кондитерский. В общем, небольшой торгово-промышленный комплекс. Торговля, конечно, дело более простое (как говорит сама Ольга Викторовна. – Авт.) и привычное: купил, сделал наценку, сумел продать – вот и весь цикл. Производство – вещь более сложная…

- Тогда зачем оно вам ?

- Пожалуй, и сама не знаю. Хотя это интересно, увлекательно, значимо, что ли. Несколько лет назад я этим загорелась и все горю. Основное в бизнесе – это зарабатывание денег, но, наверное, до определенного момента. Вот сейчас я перед собой такой цели уже не ставлю. Сегодня мы создаем первое в Рубцовске кондитерское производство, где будем делать всё по французским рецептам. Я не думаю, что на этом заработаю много денег, просто хочу, чтобы каждый житель нашего города пусть не каждый день, но имел возможность съесть настоящий круассан, сэндвич, конфету ручной работы, чтоб при этом глаза от удовольствия закрывались.

На вопрос, какие качества должны быть у начинающего предпринимателя в обязательном порядке, она отвечает не задумываясь:

- Ответственность. Если ты работаешь, должен делать это только на пять и ни на какую другую отметку. Я сама так делаю и от других того же требую, что, наверное, не совсем правильно, поскольку мне люди, случается, говорят: «Вот вы так можете, а мы нет». И подумаешь иногда: не много ли ты от них хочешь?

А вообще-то, я не раз замечала – какой директор по характеру, такой у него и коллектив. Если он, скажем, хам, то и обслуживание у него хамоватое будет. Он даже успешнее меня в бизнесе может быть, но вот учиться этому я у него не хочу. Не хочу, и все.

 

Фея

Когда Ольге Плетневой предложили сыграть в устроенном рубцовским благотворительным фондом «Развитие» спектакле роль феи, считающая себя очень строгой, требовательной, вовсе не умеющей «порхать» женщиной, она очень удивилась. Но получилось. Вероятно, еще и потому, что Ольга Викторовна – человек хоть и строгий, но добрый. Доказательство тому ее участие в работе фонда «Развитие» по программе «Наши дети» - помощь неизлечимо больным детям, талантливым ребятам из малоимущих семей. В прошлом году Ольга Викторовна стала обладателем почетной награды фонда - знака «Доброе сердце».

- Какой бы вы совет дали 20-летней девушке, осмелившейся с нуля заняться бизнесом?

- Дело, которым она решит заняться, прежде всего должно быть ей по душе. Затем в нем следует разобраться, изучить тонкости, понять, сможешь ли ты его освоить. Если ты, к примеру, собираешься открывать свое кафе, очень полезно поработать перед этим поваром, кондитером, заняться бухгалтерским делом. В общем, начать свое дело будучи к нему подготовленным.

Есть незыблемые правила и в работе, особенно в ее начале. Никогда нельзя брать деньги с выручки, поскольку это не доход, а инструмент вашей работы. Не стоит торопиться жить на широкую ногу, отсюда очень близко до закрытия вашего предприятия. Нужно вкладывать и вкладывать, настраивать себя на упорный, долгое время не приносящий особых доходов труд и работать без всякой жалости к себе. Только так.

«Берег Надежды»

Надежда и Юрий Шинкоренко начали заниматься бизнесом с 1992 года, одними из первых в Рубцовске. Изначально это была помощь прибывающим в город зарубежным предпринимателям в оформлении таможенных документов. Когда таких клиентов стало много, оказалось, что им в Рубцовске зачастую негде поселиться на несколько дней, и у супругов Шинкоренко родилась идея открыть в городе гостиницу «Берег Надежды». Затем к ней прибавился развлекательный комплекс «Нептун».

По воле обстоятельств

Муж по профессии – водитель, она – педагог. И приход их в бизнес был по тем временам самым обычным – зарплату не платили, а троих детей нужно было кормить и растить, да и самим есть тоже.

Всегда решительная, Надежда взяла полосатую сумку и поехала челночить. Десять лет с сумкой, по копеечке сбор стартового капитала, а потом: «Юра, давай свое дело откроем. Пусть маленькое, да свое». – «Давай пилораму», - сказал он. «Давай», - согласилась она. Так челночный бизнес превратился в деревообрабатывающий. С помощью этой пилорамы построили себе дом, отправляли вагонами пиломатериал в Узбекистан. Затем бизнес был разделен. Она занялась гостиничным делом, муж – строительством. Сейчас оба направления, если говорить в двух словах, растут и развиваются.

- А если бы тогда, в начале 90-х, не начались те трудности, занялись бы вы своим делом, пошли бы в бизнес? – спрашиваю Надежду.

- Я не знаю ответа на этот вопрос. Вообще, у меня не раз бывало в жизни, когда заняться каким-то определенным делом приходилось не по желанию, а по обстоятельствам. Работала сначала на заводе технологом, меня все устраивало, потом ушла в декрет, родила одного за другим двоих детей и стала воспитателем во многом потому, что иначе детей моих в детский садик не брали. Сказали: без образования нельзя, а вы не поступите. Как это я не поступлю?! В результате получила педагогическое образование.

 

Бурь нет, трудностей хватает

- На сегодняшний день бури утихли, больших проблем нет?

- Трудностей хватает. Так это бизнес – дело очень динамичное, здесь без них просто не обойдешься. Можно было и раньше этим заняться, но муж мой – человек очень хороший, да все сомневался: надо – не надо…

- Из тех, кто начинает заниматься бизнесом, многие и близко не достигают того, чего удалось сделать вам, частенько разоряются, так что невольно засомневаешься – стоит ли…

- Если нет уверенности в успехе дела, веры в себя и в свои силы, твердого намерения работать не жалея себя, лучше не браться. У меня никогда сомнений не было в том, что у меня получится. Потому и получается, наверное. Понемножку, понемножку – только так. Я сама тоже из многодетной семьи, родители помочь не могли, вся надежда – только на свои силы.

- Если бы вам, в бизнесе все бывает, пришлось оказаться на стартовой отметке, занялись бы тем же самым?

- Обязательно. Только начала бы сразу с более крупных проектов. Масштабно надо мыслить, выше планку ставить и не бояться ничего. Получится, обязательно получится.

 

Плюс обаяние

- Для вас бизнес только средство получения доходов или нечто большее, образ жизни?

- Мне кажется, большое удовольствие им заниматься. У меня, по крайней мере, так. Приходят люди в гостиницу: «Ой, как у вас хорошо! Какие чехлы на диванах красивые!» Мне приятно еще и потому, что я их своими руками шью. Могу, конечно, заказать, купить, но самой хочется. И тоже удовольствие от этого получаю. Я ведь эту гостиницу – «Берег Надежды» – как свой дом воспринимаю и делаю все сюда соответственно этому. Как я думаю, только так и можно что-то настоящее сделать. Все для себя, все по-домашнему.

- Как, по-вашему, бизнес – это женское занятие или все-таки для очень немногих, скажем так, избранных?

- У меня много знакомых женщин, имеющих свое дело и преуспевающих в нем. И вообще, я бы не сказала, что мужчин в бизнесе больше.

 

Хочется порою тишины

- Я знаю, что вы являетесь членом рубцовского благотворительного фонда «Развитие»…

- У меня трое именных стипендиатов – одаренные дети из малоимущих семей, которым я каждый месяц выплачиваю по 500 рублей и помогаю, когда есть необходимость оплатить участие ребенка в том или ином конкурсе либо другом мероприятии, на дорогу средства выделить и так далее. Каждый год наш фонд ставит в городе благотворительный спектакль, в котором я непременно принимаю участие и получаю от этого огромное удовольствие. В этот раз будем ставить шукшинскую пьесу «До третьих петухов». У меня там, вероятно, будет роль Бабы-яги. А вообще-то, главный отдых для меня – это тишина. Уединенное место, лес, речка... Все время вокруг шум, гам, движение. Дети у нас тоже пошли в семейный бизнес и очень помогают.

Справка «АП»
С 2004-го по нынешний год фондом «Развитие» с участием в роли актеров представителей бизнеса, власти, некоммерческих организаций и СМИ было поставлено 8 спектаклей и организовано 20 их показов, из них 16 – в Рубцовске, 2 – в Барнауле, по 1 – в Змеиногорске и Волчихе. Цель - привлечение средств для финансирования на конкурсной основе проектов в сфере культуры и благоустройства Рубцовска.
Привлечено 1 256 828 рублей. Профинансировано 22 проекта в области развития сферы культуры и 23 проекта по программе благоустройства дворовых пространств и парковой зоны.

Фоторепортаж