АЛТАЙСКИЙ СЛЕД В НЕБЕ

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ «АП» ОБНАРУЖИЛ ЕЩЁ СВЫШЕ ДЕСЯТКА ИМЁН ГЕРОЕВ, ИМЕВШИХ ОТНОШЕНИЕ К НАШЕМУ КРАЮ

00:00, 21 мая 2010г, Общество 6394


АЛТАЙСКИЙ СЛЕД В НЕБЕ Фото №1

Балашовская школа пилотов, эвакуированная в годы войны в Славгород, воспитала свыше сотни Героев Советского Союза. В их числе, как оказалось, были и те, кто учился летать в алтайском небе.

На берегу Хопра

Первоначальное свое название – 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников гражданского воздушного флота – это учебное заведение получило в октябре 1930 года. Школу разместили в городе Балашове Саратовской области на левом берегу реки Хопер в пятиэтажном здании общежития, принадлежавшего мельнице. А строительство авиагородка началось только весной. Но уже 9 мая 1931 года первый набор будущих авиаторов приступил к учебе.

Школу, готовившую гражданских пилотов, в том числе и девушек, несколько раз переименовывали в летное училище, а в сентябре 1939 года она стала военным учебным заведением, в котором были взводы, роты, батальоны и авиаэскадрильи.

Многие выпускники Балашовской школы пилотов с первых дней принимали участие в Великой Отечественной войне. В ноябре и декабре 1941 года на фронт отбыли два авиационных полка, укомплектованных его выпускниками. Оставшиеся курсанты испытывали большие трудности, поскольку зимой 1941-1942 годов пришлось жить в палатках и землянках на лагерных аэродромах без необходимого обмундирования и снаряжения, переданного в действующую армию. Достаточно сказать, что только четверть состава курсантов были одеты и обуты, как того требовали воинские наставления.

Тем временем фронт подступал к Волге, фашисты начали забрасывать своих диверсантов и бомбить аэродромы Балашовской авиашколы. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты укрывали в капонирах, а летное поле выравнивали, и снова продолжались полеты.

 

В небе Славгорода

В связи с приближением фронта по решению Верховного Главнокомандования Красной армии в сентябре 1942 года 1-я Балашовская военная авиационная школа пилотов под командованием полковника Аркадия Орадовского эвакуировалась в город Славгород.

Разместилась авиашкола в так называемом военном городке, существующем поныне. Он появился здесь еще в 1930-х годах. В нем проводились подготовка новобранцев перед отправкой в воинские части, формирование соединений. К примеру, в ноябре 1939 года из трудящихся Алтайского края и Омской области были сформированы 178-я стрелковая дивизия, впоследствии получившая название «Кулагинская», а в начале войны также 312-я и 380-я стрелковые дивизии.

Тем не менее личный состав Балашовской школы пилотов на новом месте столкнулся с большими трудностями, так как многое пришлось начинать сначала: строить аэродромы (в Славгороде и Бурле), жилье, создавать учебную базу. Все полеты тогда выполнялись без радиосвязи и контроля с земли. Это накладывало особую ответственность как на летчика- инструктора, так и на курсанта. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт.

Бывший житель Славгорода Михаил Пудич в книге «Воздушные рабочие войны» вспоминал: «Мы жили у самого аэродрома, и ежедневно нам приходилось видеть, как проносятся штурмовики над самой крышей дома».

Курсант Леонид Дубровский, поступивший в Балашовскую школу пилотов еще перед войной, к осени 1942 года освоивший там несколько самолетов, позднее вспоминал: «Было принято решение перебазировать нас в Сибирь, в Алтайский край, на станцию Бурла. Приехали, построили удобные землянки человек на 20-25 с печкой. Обучение на Ил-2 продолжалось. Позже нас перевели в город Славгород, где мы и закончили обучение. Нас, 8 летчиков, направили в город Щелково в Подмосковье для дальнейшего прохождения боевого применения на этом самолете».

Один из будущих создателей ядерного оружия страны доктор технических наук Степан Кравченко в начале войны оказался на Алтае. «Нас направили в Балашовское училище пилотов в Славгороде, – позднее вспоминал он. – Мы изучали Илы. Штурмовик-разведчик Ил-2 считался грозой фашистов, они называли его «черной смертью». Эта машина летала низко над землей – днище было бронированным. Кроме того, она сбрасывала снаряды незаметно. Победу я встретил там же – в Славгороде».

В годы Великой Отечественной авиаторы, обученные в Славгороде, громили фашистов на линии фронта и в глубоком тылу, перегоняли самолеты с Аляски, доставляли оружие, продовольствие и медикаменты партизанам, вывозили с оккупированной территории детей и раненых партизан.

С конца 1960-х до 1998 года в военном городке Славгорода и аэродроме Северный размещался учебный полк Барнаульского высшего военного авиационного училища летчиков. Ныне бывший военный городок N 20 находится в запустении, тем не менее там размещается отряд пограничников и проживает около трех с половиной тысяч человек.

Школа пилотов, располагавшаяся в Славгороде, готовила летчиков с осени 1942 до начала 1946 года, когда была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия, а в июле 1946 года – расформирована.

Одновременно весной 1944 года в Саратовской области вновь начинают обучение авиаторов в учебном заведении, получившем название 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС Красной армии. С 1959 года оно становится высшим учебным заведением. В 1998 году Балашовское ВВАУЛ имени главного маршала авиации Александра Новикова переименовано в военный авиационный институт, а в 2002 году реорганизовано в Балашовский учебный авиационный центр и 4-й авиафакультет Краснодарского военного авиационного института.

 

Герои, о которых мы не знали

По разным данным за свою 80-летнюю историю Балашовская авиашкола дала от 131 до 134 Героев Советского Союза, четверо из них удостоены этого звания дважды. Девяти выпускникам присвоено звание Героя Российской Федерации.

Когда я попытался выяснить, нет ли среди них тех, кто получил путевку в небо в Славгороде, сразу же обнаружил несколько имен Героев Советского Союза, которых прежде не связывали с Алтаем. В Славгороде летчиков обучали с сентября 1942-го, а за год до окончания войны Балашовская школа пилотов вновь появилась и в Саратовской области, что вносит путаницу.

Среди героических выпускников Балашовской школы прежде называлось лишь имя уроженца алтайского села Корчино Мамонтовского района Ивана Ладушкина. Однако Иван Мартынович окончил это учебное заведение летом 1942 года – еще в Саратовской области. А через год, завершив обучение в Тамбовском танковом училище, стал командиром экипажа, взвода, роты 2-й Витебской Краснознаменной ордена Кутузова гвардейской танковой бригады. 16 марта 1945 года на территории Восточной Пруссии танк гвардии лейтенанта Ладушкина был подбит, он выскочил из горящей машины, на ходу пересел в другую, продолжая руководить боем. Опорный пункт был взят. На окраине городка Дойч Тирау прямым попаданием вражеского снаряда в танк Иван Ладушкин был убит. Похоронен герой в городе Людвигсорт ныне Калининградской области, который теперь носит его имя – город Ладушкин. В нем живут рыбаки, рабочие, механизаторы и звероводы. Также имя героя носит школа в селе Корчино.

Но в наградных документах и мемуарах нескольких Героев Советского Союза указываются даты, когда Балашовская школа пилотов вела подготовку авиаторов только в Славгороде.

К примеру, Николай Родин в автобиографии упоминает, что «в 1942 году авиашкола была эвакуирована в г. Славгород Алтайского края, где я закончил обучение 13 мая 1943 года». За успешные боевые действия в Великой Отечественной войне 26 июня 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Кстати говоря, о его подвиге в заметке «Пример ведущего» сообщал в печати писатель Константин Симонов.

Мне удалось также достоверно установить еще несколько имен Героев Советского Союза – однокурсников Николая Родина, окончивших Балашовскую школу пилотов в Славгороде в 1943 году. Это генерал-майор авиации Николай Грошев, полковник Василий Кузнецов, подполковник Михаил Рыбак, майор Владимир Милюков и капитан Георгий Стародубцев.

С известной долей вероятности можно считать нашими земляками и тех Героев Советского Союза, которые окончили Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году. Среди них – генерал-майор авиации Виктор Кумсков, полковники Василий Лукашин, Аркадий Логинов, Владимир Знаменский, майор Евгений Балашов.

Младший лейтенант Борис Щапов, после окончания школы два года в качестве инструктора-летчика готовивший в Славгороде летные кадры для фронта, когда его самолет подбили, чтобы не попасть в плен, врезался во вражеские танки. 19 августа 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Его однокурсник Анатолий Синьков, в сентябре 1941 года окончивший Балашовскую военную авиационную школу летчиков, также был оставлен в ней летчиком-инструктором, а с декабря 1942 года бесстрашно воевал в небе, за что был награжден Звездой Героя Советского Союза. Но после войны военный летчик «сорвался в штопор». За криминальные преступления был осужден сначала к семи, а затем еще к десяти годам лишения свободы, лишен геройского звания и боевых наград.

Удивительна судьба летчика Ивана Корчагина, которого после окончания в Славгороде в 1943 году Балашовской школы направили на 1-й Прибалтийский фронт в 6-й штурмовой авиаполк 3-й воздушной армии. Воевал вместе с дважды Героем Советского Союза Иваном Павловым и 22 Героями Советского Союза. Один из них – Николай Чувин – взял Корчагина к себе в напарники.

В представлении летчика-штурмовика Ивана Корчагина к званию Героя говорится: «В боях против немецких захватчиков тов. Корчагин с марта 1944 года по 9 мая 1945 года произвел 126 успешно выполненных боевых самолетовылетов на самолете Ил-2 на штурмовку, разведку боем и свободный поиск… Повредил и уничтожил 5 танков, 60-65 автомашин с боеприпасами и военными грузами, до 50 повозок с грузом, разбил 2 паровоза, разрушил железнодорожное полотно 150-200 метров, уничтожил до 12 орудий полевой артиллерии, создал очаги пожаров в двух случаях, провел 8 воздушных боев без потерь со своей стороны…»

Но представление не было реализовано многие годы. И лишь 28 февраля 1994 года 78-летнему майору в отставке Ивану Корчагину присвоили звание Героя Российской Федерации.

Среди алтайских выпускников Балашовской школы пилотов я уже упоминал имя Степана Кравченко – он 49 лет проработал в ядерном центре в городе Сарове, 28 из которых – заместителем главного конструктора.

А известная летчица Герой Социалистического Труда Марина Попович в книге «Автограф в небе» упоминает об испытателе, генерал-майоре авиации Сергее Дудухе, который в сентябре 1942 – январе 1943 года служил инструктором в Славгороде. После того как попал на фронт, он совершил 160 боевых вылетов, а после войны пилотировал 114 типов самолетов и вертолетов, провел более 1500 испытательных полетов, готовил будущих космонавтов, установил немало мировых рекордов, защитил диссертацию.

Автор будет благодарен тем, кто пополнит информацию об алтайских выпускниках Балашовской школы пилотов.

Фоторепортаж