Старая машина – особая машина...

00:00, 21 сентября 2012г, Общество 2493


Старая машина – особая машина... Фото №1

Геннадий Шавшин с автомобилями всю жизнь. Много лет работал в ГАИ, а теперь – в АВТОСПАСе. А еще его ежегодно можно видеть на том же месте в тот же час на одном и том же мероприятии – в День города на выставке ретроавтомобилей, к которой он каждый раз готовит какой-нибудь автомобильный сюрприз...

Проверка на дорогах

Нынче он представлял на ней милицейский мотоцикл «Урал». Шавшин был одет в форму старшины милиции. И это не бутафория – это его собственная форма.

- И мотоцикл не бутафория, он на ходу. Точно такой же, какой я получил в 1978 году! – говорит Геннадий Гаврилович. – Я до сих пор помню регистрационный номер того мотоцикла – 1607. Молодежь гоняла на «Явах», «Восходах»… Основным нарушением была езда на мотоцикле без номеров. Наши мотоциклы называли «перехватчиками» - с двигателем в 38 лошадиных сил мы «закрывали спидометр», выжимали 140 километров в час и догоняли все, что было на дороге. Никто не уходил. Хотя нет, как-то один от меня ушел. Хитростью взял. Он был на «Минске», рванул в частный сектор в районе мясокомбината и давай там между заборами гонять. В конце концов он шмыгнул в какую-то щель между заборами, я за ним, но у меня руль шире и я застрял! Так что иногда уходили и от нас…

На наш вопрос, чего не хватает нынешней ГИБДД, Геннадий Шавшин отвечает: связи с народом. В 70-80-е годы большими помощниками для ГАИ была дружина – такие же лихачи на таких же «Явах», но – по эту сторону закона. Геннадий Шавшин вспоминает братьев Киселевых, у которых были «Явы-634», новая по тем временам модель. У Виктора Ковтуна была и вовсе «Планета-спорт» - первая в городе.

- Очень много ребят на мотоциклах работали вместе с ГАИ. Был график, выявляли нарушителей… Сейчас этого нет… - говорит Геннадий Шавшин.

Как не задать гаишнику вопрос о деньгах?

- За все время работы у меня была одна взятка… - нехотя рассказывает Геннадий Гаврилович. – Поймал водителя на «Жигулях» второй модели, он нетрезв. Надо отправлять его на экспертизу. Но он стал мне рассказывать, что дома неприятности с детьми, с женой, вот он, мол, и выпил. А если я права отберу, работу потеряет. И я его просто пожалел. Снял крышку трамблера, без нее он не уехал бы. Говорю: «Сиди трезвей». Лето было, он бы не замерз. Ну, видать, товарищам он позвонил и они ему крышку трамблера привезли – утром я его на этом месте не нашел. А через смену он приехал, зашел в дежурку, забросил мне в окно 50 рублей – и бежать! Я пока выбежал – его уже нет. Ну а что делать? Если начальству объявить, то мне влетит. И даже не за взятку, а за то, что с самого начала его не оформил. Так что я взял эти 50 рублей себе…

История на колесах

Сейчас Геннадий Шавшин хоть и на пенсии, по-прежнему при автомобилях и мотоциклах – он один из создателей клуба «Колесо истории», объединяющего автомобильных фанатов края.

Увлечение Геннадия Шавшина старыми автомобилями началось четверть века назад.

- Товарищ привез из Владивостока «Тойоту-Чайзер» 1977 года. Он хотел ее восстановить, но потом понял, что не сможет. И мне ее, в общем-то, подарил… - рассказывает Геннадий Шавшин. – Хотя… Этот подарок обошелся мне в 13 лет работы… Хромированные детали были целые, оптика, а остальное почти все сгнило. Восстанавливал машину по вечерам. В те времена Интернета не было, как машина должна выглядеть, я не знал, форму угадывал руками. Всего я восстановил двенадцать машин и мотоциклов, но в «Чайзер» столько вложил сил, что он до сих пор мне дороже всех других… Хотя это и так довольно редкая модель – «Чайзер»-купе, таких в России вместе с моей всего пять штук. Эту модель японцы делали для США только в 1977-1979 годах, потом пошли те, которые в России из-за формы багажника называли «чемоданами»…

Как положено, ветераны – ни люди, ни машины – душой не стареют.

- Лет пять-шесть назад на автомобильных соревнованиях я посмотрел, как молодежь гоняет на современных машинах, подошел к организаторам и говорю: «Можно я вне зачета на «Чайзере» 1977 года выступлю?» Они говорят: «Давай!» Объявили: ветеран автоспорта (когда-то давно я выполнил норматив кмс) на ветеране автомобилестроения… А я поехал и в упражнении «мальтийский крест» всем их лидерам 8 секунд привез!..

Последнее приобретение Шавшина – «Додж» (Dodge WC-51) времен Второй мировой войны, один из тех, что поставлялись в СССР по ленд-лизу. В Красной армии эту машину называли «три четверти» - за грузоподъемность в 750 килограммов (три четверти тонны).

- Я увидел его на ретровыставке в Новосибирске. Говорю хозяину: «Я бы купил…» Он отвечает: «Ну покупай…» Там еще томичи на эту машину глаз положили, но я дал задаток, а потом быстро продал свою «Сузуки», на которой ездил… В общем, я оказался первым… - рассказывает Геннадий Шавшин, и в его голосе чувствуется ликование.

«Додж» сейчас разобран. Геннадий Гаврилович намерен восстановить его к следующему Дню Победы.

- Старая машина – особая машина… - говорит Геннадий Шавшин. – Когда едешь на красивой старой машине, люди улыбаются, и даже не тебе, а машине. Настроение поднимается, приятно. Этим я и живу…

Кстати
Фанаты старинных автомобилей живут не только в Барнауле. В Шипуново энтузиастами восстановлены «Студебеккер» и редкий даже в Европе немецкий автомобиль «Боргард», выпущенный еще до Второй мировой войны. Один из членов клуба «Колесо истории» - барнаулец Михаил Соколов, автор уникального исследования «АвтоНашествие на СССР», рассказывающего о технике, полученной по ленд-лизу, а также об автомобильных трофеях Великой Отечественной.

Фоторепортаж