Выжить на «зебре»

На ней происходит каждый третий наезд на пешехода

00:00, 30 марта 2012г, Общество 1751


Выжить на «зебре» Фото №1

Сообщения о подобных ДТП почти ежедневно появляются в сводках краевого управления ГИБДД. Недавно корреспонденты «АП» специально понаблюдали в Барнауле на нескольких пешеходных переходах на проспектах Ленина и Красноармейском, как водители пропускают людские потоки и как ведут себя сами пешеходы.

Тревожная статистика

В прошлом году число погибших россиян в ДТП возросло на 5,2 процента. Это свидетельствует о том, что меры, принимаемые в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, не достигают желаемых результатов. Такой вывод сделал глава российской Госавтоинспекции Виктор Нилов на недавнем совещании в Москве.

Это стало толчком к проведению Всероссийского «круглого стола», в котором благодаря видеоконференции приняли участие все регионы страны, включая Алтайский край. В конференц-зале краевого управления ГИБДД собрались специалисты Госавтоинспекции, представители Общественной палаты, администрации края, городского комитета по транспорту и дорожному хозяйству, «Алтайиндорпроекта», общественных организаций, преподаватели кафедры «Организация и безопасность движения» технического университета.

Пешеходы – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения. В ДТП, как правило, они получают тяжелые травмы, в том числе несовместимые с жизнью.

Если опросить водителей, то большинство скажут, что в этом виноваты сами пешеходы. Статистика же говорит о том, что в 60 процентах наездов виноваты шоферы. Председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов сетует на то, что в печатных и электронных СМИ отсутствует пропаганда правильного поведения на дороге, призывающая к уважению не только между водителями и пешеходами, но и среди самих водителей. «К сожалению, пешеходы словно соревнуются друг с другом, кто первым перейдет дорогу, перебегают её перед автомобилем без серьезных мотиваций. Точно так же водители стараются первыми проехать перекресток даже без необходимости».

Как заметить переход?

Вступив на «зебру», гражданин уверен, что находится под защитой закона, однако каждый третий наезд происходит именно здесь. «Зебра» пока остается для пешеходов местом концентрации ДТП. Почти 70 процентов сбитых граждан гибнет в тёмное время суток, в два раза чаще, чем в дневное. Это говорит о том, что пешеход на дороге в темноте не виден, а переходы не освещены. Это очень важный момент. На него ссылался почти каждый выступавший на видеоконференции, приводя в пример хорошо освещенные перекрестки в Белоруссии и Казахстане. К тому же переходы дошли до нас из времен социализма, когда машин на дорогах было во много раз меньше. Они не соответствуют современным условиям и не обеспечивают на должном уровне безопасность. Их техническое состояние и ГОСТы, по которым их оборудуют, давно устарели.

Специалисты считают, что нужно менять стандарты: новые скорости, новые потоки транспорта. Там, где был нерегулируемый перекресток, установить светофор, на более напряженных участках строить подземные и наземные переходы. А кроме их освещения хотя бы на самых оживленных уголках предлагается установить камеры фотовидео-фиксации, хорошо зарекомендовавшие себя на городских магистралях. Это тоже положительно повлияет на безопасность дорожного движения. Пока же они у нас там не применяются. Многое зависит и от того, как водитель относится к пешеходу. Если он помнит, что сам им бывает, то не только пропустит человека, переходящего дорогу, но и простит ему, если тот замешкался или, наоборот, поторопился. Одна из мер, которая эффективно применяется в странах Европы для обеспечения безопасности на пешеходном переходе, - «зебра», приподнятая над полотном дороги на 3-4 сантиметра, что заставляет водителя притормаживать.

Хорошо встряхивают его внимание виброполосы, устроенные на некотором расстоянии от пешеходного перехода. Они заставляют вовремя притормозить Это эффективнее, чем «лежачие полицейские», на которых разбиваются автомобильные подвески. Необходимо, особенно возле учебных заведений, отделять дорогу от пешеходных зон ограждениями перильного типа, использовать светодиодные индикации на дорожных знаках «Пешеходный переход», «зебру» сделать разноцветной, дополнив ее желтыми линиями.

- В наших городах не разведены пешеходы и автомобильные потоки, - считает директор Института экономики транспорта НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин. - На улицах городов в Европе автомобили – «угнетенный класс»: для них там установлены драконовские скоростные ограничения (50 и даже 30-40 км/час), а светофоры стоят буквально на каждом шагу. Там четкое разделение: город – для пешехода, хайвей – для автомобилей, куда путь пешеходу заказан. В наших условиях они соседствуют вплотную.

Дорога в школу

Говорить о повышении ответственности у детей сложно. У них в силу возраста отсутствует ощущение опасности, еще нет устойчивых навыков поведения на дороге, поэтому это самая уязвимая категория пешеходов. В прошлом году при ДТП в России пострадало более 22 тысяч детей, 893 ребенка погибло, треть из них – пешеходы. Вся ответственность лежит на родителях, других сопровождающих их взрослых и, конечно, на водителях. Об этом говорил главный детский хирург Минздрава Владимир Розинов. Он предложил не констатировать печальный итог, а сосредоточиться на мерах по предупреждению ДТП, например, строить детские городки для обучения правилам дорожного движения.

- Есть закономерности, которые позволяют несколько иначе взглянуть на эту проблему. 95 процентов детей, пострадавших на пешеходных переходах, жители городов и населенных пунктов, из них 80 процентов – учащиеся. Две трети из них попали под колёса в промежутке времени с 7 до 9 утра, остальные - с 16 до 19 часов, - подчеркнул Владимир Розинов. - Это организованный контингент, который стройными рядами движется в школу либо домой. Чтобы снизить количество и тяжесть последствий ДТП на пешеходных переходах с участием детей, надо подумать, как в это время развести два потока: транспортный и пешеходный. В развитых странах для доставки детей используют школьный автобус. Только на первый взгляд это дорогое удовольствие. Если посчитать прямые затраты, которые страна несет на лечение пострадавших детей, не говоря уже о пожизненном поддержании тех, кто стал инвалидом, то в каждом городе можно себе позволить целый парк школьных автобусов.

Участники «круглого стола» обратили внимание и на то, что в школах основам безопасного поведения на дорогах отводится слишком мало времени – всего два часа в учебном году в восьмых, десятых и одиннадцатых классах. Этого недостаточно, чтобы научить маленьких пешеходов уверенно ориентироваться при переходе улицы. Обязательного курса по ОБЖ нет в пятых, шестых, седьмых и девятых классах, не ведется там и пропаганда правил дорожного движения.

Засветись!

Обсуждая все услышанное в ходе видеоконференции, руководитель краевой службы ГИБДД Петр Богомолов заметил:

- Почти все инновации, о которых говорили участники «круглого стола», у нас уже используются последние пять лет. Есть жёлтая разметка, «умные» светофоры, светоотражающие поверхности, камеры видеофиксации, нерадивым водителям рассылаются письма со штрафом и предупреждающими детскими рисунками, ведется работа по внедрению в практику фликеров. Если малыши и младшие школьники с удовольствием носят светоотражающие элементы в виде картинок и полосок, то старшеклассники еще подумают, прикреплять их на одежду или нет. Да и мало пока выпускается фликеров, хотя, говорят, светоотражающие полоски можно купить во многих магазинах «Ткани» и стоят они недорого.

Как считает Петр Викторович, нужна мощная пропагандистская кампания, которая сделала бы ношение фликеров модным. А для этого они должны стать привычными аксессуарами, красивыми, с привлекательными сюжетами, не только пришитыми на верхнюю одежду, но и такими, чтобы их при переходе дороги можно было взять в руку, а потом спрятать в портфель или сумочку. В ходе всероссийской кампании «Засветись!» решено выпускать фликеры для разных категорий граждан. А еще этой проблемой должна озаботиться легкая промышленность, выпуская одежду со светоотражающими элементами. А им за это небольшое налоговое послабление.

Скорость движения машин в городе снизить

Что касается предложения о резком повышении штрафов за переход дороги в неустановленном месте, то Петр Богомолов сказал:

- Запретить можно все, но лучше создать условия для того, чтобы человек мог пересечь проезжую часть. К сожалению, нередко взрослые сами подают детям пример, как не надо переходить дорогу. Увеличение штрафов для пешеходов не панацея. Прежде чем наказывать, их надо воспитывать, вести диалог с участниками дорожного движения. Нашей главной функцией остается надзорная. За прошлый год в крае выявлено около миллиона нарушителей, из них 28 тысяч задержаны в состоянии алкогольного опьянения. Сообщаю, никаких планов по сбору штрафов нет. Если погибают люди, надо разбираться в причине.

Ждут предложений

Отдел ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу отреагировал на предложение жительницы краевого центра проводить в городе акцию «Удобный пешеходный переход». Его сотрудники совместно с общественностью уже участвуют в подобном мероприятии всероссийского масштаба, объявленном в ноябре прошлого года, обследовав 215 наземных переходов. Цель - выявление аварийно опасных, проверка состояния и обустройства переходов дорожными знаками, разметкой, освещением, наличие асфальтобетонных подходов.

Госавтоинспекция города призывает барнаульцев сообщать о своих предложениях по благоустройству пешеходных переходов начальнику отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по г. Барнаулу по тел. 500-283 либо по адресу: 10-я Западная, 5.

*   *   *

Из предложений, высказанных участниками встречи в краевом управлении ГИБДД

Метров за десять перед пешеходным переходом нанести разметку на полосе движения, которая предупредит водителя о нём. Соответствующий знак стоит обычно справа, его не всегда хорошо видно.

На оживленных магистралях нужно дополнительное ограждение, как на проспекте Ленина у главпочтамта.

Народ неохотно пользуется подземными переходами, потому что они неблагоустроенные, царит антисанитария, нет освещения, их в Барнауле мало.

На некоторых светофорах время для пешеходов слишком мало, не все успевают перейти на зелёный, значит, необходимы «островки безопасности», как на площади Текстильщиков, где человек мог бы переждать автомобильный поток.

Пешеход должен иметь на городских улицах приоритет, а все крупные торговые центры обязаны оборудовать пешеходные развязки.

Фоторепортаж