Новоселье на улице Бурова

Ленинградская блокадница теперь принимает гостей в новой квартире

00:00, 29 октября 2011г, Общество 1499


Новоселье на улице Бурова Фото №1

Эта история о непростой судьбе Светланы Викторовны Муравлёвой, ныне жительнице Горняка. Родилась она в Ленинграде в 1935 году. Испытала на себе самый сложный первый блокадный год. 2 июля 1942 года вместе с матерью и сестрой под непрерывной бомбежкой была эвакуирована через Ладогу. Попали в Киргизию, откуда через 50 лет снова пришлось спешно уезжать – теперь на Алтай, в Локтевский район.

Муж устроился работать в племсовхоз «Локтевский». От хозяйства дали щитовой домик в поселке Мирном. Поселок был одна улочка в пять домов: ни магазина, ни больницы. За покупками приходилось ездить на автобусе или на попутках в райцентр за 7 километров или за 3 километра - в центральную усадьбу. Зимой дома заметало по самые крыши, чтобы добраться до трассы и сесть на автобус, нужно было прокладывать дорогу по сугробам.

В августе прошлого года Светлана Викторовна получила удостоверение жителя блокадного Ленинграда. Этому событию в жизни уже немолодой женщины предшествовало несколько лет поиска документальных следов семьи в различных военных архивах Москвы, Подольска и Санкт-Петербурга.

По словам Муравлёвой, первая попытка, предпринятая еще в 2004 году, положительных результатов не принесла. «Личные документы каждый эвакуируемый должен был хранить на груди в специальном мешочке, - вспоминает она. – Из 12 катеров, которые отчалили с западного берега Ладоги, до места назначения добрались только два, остальные были потоплены. Нам пришлось вплавь преодолевать последние метры, все бумаги намокли и безнадёжно испортились».

Из архивов приходили справки, что документы не сохранились. Она снова писала, указывала, на какой улице жили, где находился дом… Результат - тот же.

К тому же долго не было ясности на государственном уровне, кого считать блокадником? Достаточно ли для этого было выжить в первую страшную зиму или нужно было находиться в городе на Неве все 871 день до прорыва вражеского кольца? Это сейчас всё конкретно – четыре месяца жизни в осажденном городе. Словом, когда Светлана Викторовна узнала из местных газет, что один из ветеранов получил удостоверение жителя блокадного Ленинграда, потому что его девятимесячным вывезли на Большую землю, это её задело за живое и подтолкнуло ещё раз к поиску истины.

Как бывший работник прокуратуры, она обратилась с запросом к тем, к кому ни разу до этого не обращалась, - к коллегам из Генпрокуратуры РФ. Те нужные документы военной поры нашли буквально за пару месяцев.

Как инвалид III группы, она теперь могла претендовать на субсидию из федерального бюджета. Специалисты управления соцзащиты населения и районной администрации помогли ей собрать документы и встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. «Ровно 20 лет не пользовалась льготами», - как бы оправдывается перед журналистами Муравлёва.

Уведомление о том, что для неё выделены средства на приобретение жилья, Светлана Викторовна получила 1 апреля 2011 года – на следующий день после смерти мужа. 19 апреля она купила трехкомнатную квартиру в Горняке на улице Бурова.

Муравлёва раньше и не мечтала о таком. «Замечательная планировка - потолки три тридцать. Большая кухня, светлые комнаты с евроремонтом. Даже камин остался от старых хозяев, - показывает она новые апартаменты. – Я такие же квартиры видела в Санкт-Петербурге…»

- Со старого дома уже все перебывали, всем здесь нравится, - радушно улыбается эта хрупкая женщина, и только её глаза всё ещё напоминают о пережитом.

 

Олег АНТОНОВ

Фоторепортаж