Знамя учителя Гукова

00:00, 08 июля 2011г, Общество 2579


Знамя учителя Гукова Фото №1

Бывший танкист, участник штурма Берлина, школьный учитель Павел Иванович Гуков из поселка Целинный Ключевского района на все мероприятия, посвященные Победе, выходит со своим знаменем. Оно - точная копия того стяга, который был водружен над поверженным Рейхстагом.

Зачем по просьбе ветерана местные мастера сделали копию святыни? Павел Иванович об этом не может говорить спокойно: ведь хотели запретить выносить Знамя Победы на парады
9 Мая… Вот именно тогда и появилась мысль – копию-то запретить не смогут!

Только среди своих родственников Гуков нашел около 30 участников Великой Отечественной. Не все они дожили до победы. Но оживают в памяти Павла Ивановича, словно он только что расстался с ними. Вот младший брат матери, учитель. Служил в разведке, раненый попал в плен – погиб в концлагере в самом конце войны. Вот похоронка на дядю, Андрея Васильевича Гукова. «Молодец тот, кто ее составлял, - одобрительно кивает на печальный документ. – Даже расстояние указал, на каком от деревни расположено захоронение». А скольких друзей, знакомых унесла война… Своими историческими находками Павел Иванович регулярно делится с земляками в районной газете «Степной маяк».

Работал Гуков сначала учителем начальных классов, а потом вел биологию, рисование, черчение, математику (заочно окончил естественно-географический факультет Горно-Алтайского
пединститута). Хоть и не историк по образованию, но всегда интересовался он судьбами талантливых, отважных и беззаветно преданных своей Родине людей. Конечно же, в первую очередь хотел найти свои родовые корни. О том, как появились Гуковы на ключевской земле, рассказывала ему бабушка Аксинья. Эти рассказы дополняет роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» - в последнее время он у Гукова стал настольной книгой. Дед Павла Ивановича ходил на Дон на заработки. Там и познакомился с Аксиньей, девушкой из зажиточной семьи. Один фруктовый сад у них занимал 80 десятин (1 десятина равна 1,09 га. – Прим. авт.). За иногородного парня, да еще и поденщика, свою дочь родители ни за что не отдали бы. Потому молодые и бежали в Сибирь. Все казачьи обычаи и свычаи принесла Аксинья на новое место. Родом она была из станицы Вешенской, в которой жили герои Шолохова. «Она вынянчила меня и Сашку, моего двоюродного брата. Того самого, известного сейчас в крае фермера. Прожила бабушка 105 лет. Так что и мы с ним должны жить не меньше», - улыбается Павел Иванович.

Учителем стал по примеру родного дяди Иосифа Васильевича Гукова, он был первым директором в маленькой школе, которая открылась еще до войны в бревенчатом доме раскулаченного ключевца. Сюда Павел и пошел в первый класс.

- Мой дядя окончил Славгородское педучилище и был из той когорты учителей, что и отец Германа Титова, - Гуков показывает фотографию крепкого мужчины средних лет в военной форме. – На гитаре и гармошке играл прекрасно, рисовал и пел. Люди тогда у нас были в большинстве неграмотные, и мы после окончания четырех классов ходили по домам: я, помню, учил одну бабушку…

Десять классов Гуков окончил в 1941 году. Заведующий роно Константин Васильевич Каурцев сразу же пригласил его к себе инспектором. Проверял школы в паре со своим бывшим классным руководителем. Завроно вскоре ушел на фронт, а Гуков – в школу… Когда и ему пришла пора идти на войну, провожать молодого учителя пришел весь его четвертый класс.

Грамотного новобранца сразу же записали в танкисты. И после учебки отправили получать боевые машины в Нижний Тагил. А там рабочих рук на предприятии не хватает. Свой танк собирал вместе с заводчанами.

Боевое крещение Павел получил под Сталинградом, потом была Курская дуга…

- Самое страшное на войне - это 10-15 минут на исходной позиции, - говорит Павел Иванович. – Каждый стоит и думает: «Убьют, не убьют?!» А я стал писать стихи, вести дневник.

Некоторые странички с записями сохранились до наших дней: «25 апреля 43 г. В лесу. Грачи. Сок березы. 17 марта 43 года. Мы в селе. Моя машина прошла 323 км. Был налет авиации немецкой. 18 штук. Возможно, сегодня идем в бой снова. 2-я атака. Погиб экипаж Кускова – Слепов, Бизюков, Ефремов. 18-20. В наступлении. 18 марта 43 г. Убит Мосаков и старшина Маслов ранен. Осталось 8 машин. 19. В атаке на высоту из села Светлый Луч пробило башню, сорвало люки. (Подробнее. Утром переехал овраг на высоту. В селе 6 машин. Встали, заправлять прибыл Александров. Стали катить бочки – он пошел в контратаку. Мы атаковать. Выехал из села. Вот передо мной немцы… Глядь, машина друга горит. Бак пробит. Я повернул. Поворотный механизм расшибло. В село и обратно...) 2 июля 43 г. Госпиталь. Рязань». Эти странички стали реликвией. Вместе с разведчиком, механиком-водителем старшиной Павлом Гуковым они побывали в боях на Курской дуге, во время взятия Варшавы, Познани, Берлина. А еще на родине великого немецкого поэта Гете.

На фронтовых дорогах было такое, что в мирное время даже трудно себе представить. «Мы двенадцать фашистских разведчиков поймали, – вспоминает 88-летний ветеран. – Они на парашютах высадились в труднодоступной местности. Но мы на танках их догнали и повязали. А там деревушка была. Люди, увидев нас, повылезали из всех нор и погребов. Грязные, в лохмотьях, почти совсем голые. Я взял один парашют фашистский и стал на куски резать и им раздавать….

А в другой деревушке, освобожденной нами, к нашему танку подошла грязная-прегрязная, в лохмотьях девушка лет 20-ти. Сказала, что она – поэтесса. И стала читать стихи».

Павлу Гукову с товарищами выпала честь освобождать город-герой Брест. И там они узнали многие подробности о героической обороне крепости.

Одна из местных девушек рассказала, что 30 красноармейцев в самом начале войны укрылись в камышах. Но нашелся предатель, который провел туда фашистов. И сейчас он спокойно работает на почте – за ним тотчас же отправился СМЕРШ.

Запомнилась Гукову и история о том, как фашисты нашего пограничника хоронили. Тот до последнего вздоха сражался с врагами. Многих положил, отвлек на себя большие силы. И когда погиб, его тело сами враги захоронили с воинскими почестями. Фашистский генерал приказал привести к его могиле своих солдат и сказал: «Вот как надо воевать!»

Незабываем для солдата и тот миг, когда он с победой возвращался домой. Поезд остановился в том же многострадальном Бресте. «Что тут было! Мы все выскочили из вагонов. Плачем, стали на колени, берем родную землю в пригоршни, целуем», – Павел Иванович заметно волнуется, переживает снова те счастливые минуты…

После победы ему была прямая дорога в военную академию, но он рвался на родину. Командиры отговаривали: «Куда ты? Там сейчас голод, нищета. А тут ты через пять лет полковником будешь!» Но он вернулся домой - и снова в школу.

Павел Иванович работал учителем, завучем, директором. Когда директорствовал в школе № 1, классов не хватало - в ней было до тысячи учащихся. Велось производственное обучение: готовили шоферов, механизаторов, поваров, ветеринаров… Школьники в страду во время каникул работали в колхозах Ключевского района. Вносили свой вклад в создание на целине совхозов, городов и поселков.

В одном из таких поселков, Целинном, и живет с 1974 года ветеран Великой Отечественной войны Павел Иванович Гуков. Здесь его на заслуженный отдых проводили. И теперь, на отдыхе, собирает материалы о выдающихся людях своего села, Ключевского района. И не перестает восхищаться ими. Жизнь каждого достойна того, чтобы стать основой целого романа или повести, говорит.

По стопам отца пошел сын - Борис Павлович Гуков, работает учителем истории в ключевской школе № 2. Есть любознательные наследники и среди внуков, племянников. Сам Павел Иванович принимает участие во всех мероприятиях, посвященных победе. Участвовал и в посадке в Ключевском лесхозе молодого леса в честь её юбилея. Силы и здоровье, конечно, уже не те, но ветеран продолжает ездить по селам, рассказывает школьникам о друзьях-товарищах, о святости фронтовой дружбы, о прекрасных мгновениях победы. За свой подвижнический труд получил в этом году Павел Иванович Гуков губернаторскую премию им. С.П. Титова.

Фото из архива П.И.Гукова и автора.

Фоторепортаж