Сказка – быль, и в ней намек?

Чему могут научиться дети, читая о современных Иванах Царевичах и золотых рыбках

00:00, 24 мая 2011г, Общество 1525


Сказка – быль, и в ней намек? Фото №1

На днях подруга попросила меня посидеть с ее пятилетней дочкой Настей. Чтобы занять ребенка, стала читать ей сказки. Уже на третьей странице удивилась рисунку: до жути злобное выражение лиц палача и ведьмы. Перелистав страницу, поняла, что книга “Иван Царевич и другие сказки” действительно жизненная: чем дальше, тем страшнее.

Первая называлась “Иван Царевич”. Надеялась, что сейчас будет классический сюжет: Серый Волк, жар-птица, Елена Прекрасная. Но не тут-то было, вдруг откуда ни возьмись: колдуньи, оруженосцы, палачи с большими топорами на плечах. Сюжет – ни о чем. Все персонажи гоняются за несчастным Иваном Царевичем и пытаются отрубить ему голову. Я уж думала, что в этой сказке добро так и не осилит зло. Но в финале злая ведьма была всё-таки повержена.

Однако самое интересное впереди. Читаю сказку “Озеро золотых рыб”. Главный герой – ленивый молодец Егор, чем-то напоминающий Ивана-дурака. Этот молодец проводил свое время в полном безделье, и тут… “В одну из холодных зимних ночей Егор нашел в сене почти полную бутылку водки”. (!!!) Я поначалу глазам своим не поверила. Вслух успела прочитать только слово «бутылка» и растерянно замолчала. “Бутылку чего?» – требует продолжения Настя. “Лимонада”, - отвечаю ей. Настя хитро улыбается, видимо, понимает, что ее няня лукавит. “А мне читали уже эту сказку, и там вроде был не лимонад”, - не унимается просвещенная малышка.

Читаю дальше: “Он в несколько глотков выпил лимонад (т.е. водку) в надежде немного согреться и уснул. И ему приснился удивительный сон. Он сидел с удочкой на берегу озера, в котором было полно красных рыб. Как только рыба, попавшая на его крючок, показывалась из воды, она становилась золотой (“Ух ты”, - произносит здесь Настя). Когда наутро Егор проснулся, у него сильно болела голова и понадобилось несколько минут, пока понял, что эта удивительная рыбалка была во сне, а не наяву. Впервые в жизни он загрустил и стал ругать лимонад (водку) за то, что он вызывает такие сны”… Да уж, от лимонада такое явно не привидится…

В полном шоке просматриваю книгу. На вид вполне приличное издание: яркая обложка, броские рисунки. Рассчитано на ребят 3-7 лет. Но чему могут научить детей такие сказки? Пейте, детки, водку, и вам будут сниться чудесные сны о золотой рыбке? Классик детской литературы Самуил Маршак говорил, что по первым своим книгам ребенок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать. А другой классик - Сергей Михалков считал, что если вслед за доброй улыбкой у читателя наворачиваются слезы благодарности от впечатлений, произведенных поступком героя, значит, автор угадал, нащупал живые струнки души ребенка. Какие струнки души могут заиграть у ребенка, когда он прочитает о Егоре и бутылке водки?

Дети любят сказки, затаив дыхание ожидают волшебства. Сказки открывают им мир вымышленных стран, добрых и злых героев, говорящих зверей. И в это чудо они верят, потому что верят сказке. Неслучайно ведь добро всегда побеждает зло. А народная мудрость передается именно через сказку из поколения в поколение. Но куда делись наши добрые русские сказки? Комнаты малышей завалены комиксами, бэтменами, мини-рассказами о крутых машинах, трансформерами.

Тогда откуда дети узнают о по-настоящему положительном герое – добром, умном, верном? О том, что он никогда не отказывает в помощи тем, кто встречается на его пути, поэтому у него всегда много друзей, а судить о людях по внешнему виду нельзя. Ведь в финале доброй сказки лягушка непременно превратится в прекрасную царевну, а Иван- дурак станет Иваном Царевичем. Только вот в нашей сказке о Егоре он продолжает валять дурака и, сидя у озера, до конца своих дней ждет золотую рыбку.

Фоторепортаж