Точка опоры и эталон

В рамках главного учительского конкурса состоялся «круглый стол»

00:00, 20 марта 2014г, Общество 1508


Точка опоры и эталон Фото №1

Главными темами обсуждений стали изменения в отрасли, а также профессиональный стандарт педагога, бурно обсуждавшийся в учительских кругах в прошлом году. Как выяснилось, даже у лучших учителей края к этому документу остаются вопросы.

Участники «круглого стола» обсуждали перспективы развития образования в регионе с начальником Главного управления образования и молодежной политики Юрием Денисовым. Ведущим был победитель конкурса прошлого года и лауреат Всероссийского «Учителя года» учитель информатики барнаульского лицея № 124 Алексей Лисин.

Юрий Денисов, рассказывая о том, каким видится ему перспектива отрасли на ближайшие годы, напомнил присутствующим о ситуации, сложившейся в 2005 году (он был взят за точку отсчета, поскольку тогда была принята самая первая краевая целевая программа развития образования):

– Основной вопрос был, как обеспечить своевременную выплату отпускных нашим учителям, выполнить требования пожарного надзора и Роспотребнадзора. Проблемы у нас есть и сегодня, но они совершенно иного рода, и, оглядываясь назад, я удивляюсь тому, как много мы с вами смогли сделать.

По мнению Юрия Денисова, самым значимым и даже переломным для отрасли в крае стал комплексный проект модернизации образования. Чтобы принять в нем участие, региону пришлось преодолеть конкурсный отбор и согласиться на серьезное софинансирование из краевого бюджета (более миллиарда рублей), что позволило привлечь в образование немалые ресурсы из федерального бюджета. Ну а самыми важными результатами за эти годы, с точки зрения начальника управления, стали введение новой системы оплаты труда и нормативно-подушевого финансирования. Все это позволяет краю и дальше участвовать в важных модернизационных процессах.

Ключевой, но не единственной проблемой отрасли начальник управления считает все увеличивающееся количество вакансий в школах края (в этом году, по предварительным данным, их уже более тысячи). Кроме того, несмотря на разнообразные программы повышения квалификации педагогов, к качеству образования и выполнению стандартов (в частности, ФГОС начального образования) есть претензии. Высока доля детей, имеющих трудности с освоением школьной программы и с социализацией в целом. Вообще, выяснилось, что в управлении существует список из нескольких десятков лучших школ края, но есть и аналогичный перечень школ, показывающих низкие результаты, они расположены, как правило, в селах, и простого решения у этого вопроса нет. Впрочем, немалое внимание Юрий Денисов уделил сетевому взаимодействию учреждений на основе образовательных округов. Эта система должна способствовать снижению неэффективных расходов и повышению доступности качественного образования.

Участники конкурса «Учитель года» передали главе управления вопросы о том, как он относится к идее возвращения выпускного экзамена по литературе (оказалось, положительно) и поощрению отличников медалями. На уровне нашего края, кстати, медали решили оставить, только на обратной стороне их будет герб региона, а не страны, но принципы присуждения остались прежними. На федеральном же уровне, похоже, осознали, что немного погорячились, так что медали, возможно, вернут уже через год. Ужесточение требований к процедуре проведения ЕГЭ с видеокамерами, охраной и металлоискателями (это еще один вопрос) может, по его мнению, быть источником дополнительного стресса для выпускников, поэтому школам было рекомендовано уделить больше внимания самим детям и их психологической поддержке. 20 апреля будет пробный экзамен, который позволит детям немного освоиться в этой ситуации.

На последний вопрос, не хотелось ли Юрию Денисову оказаться на месте конкурсантов, он ответил так: «Я каждый день как на конкурсном испытании – мою работу оценивают коллеги, губернатор. Но, с другой стороны, оказаться в такой компании и в атмосфере творчества – кто от этого откажется?»

А дальше участники «круглого стола» обсудили профессиональный стандарт педагога. «Зачем нужно стандартизировать деятельность учителя и нужно ли вообще?» – так звучал вопрос, сформулированный Алексеем Лисиным. По мнению Любови Лейпи, учителя русского языка и литературы рубцовской гимназии № 3, стандарт – это система, по которой она сама может оценить свое соответствие квалификационным требованиям, выявить слабые места и определить перспективу профессионального роста.

– Я смотрел вебинар профессора Смолова, и он заметил, что в какой бы период мы ни начинали реформы образования, мы их так и не заканчивали и начинали следующие. Чтобы привести все в норму, нужна какая-то опора, и ею может быть профессиональный стандарт, – считает Олег Муравлев, учитель английского языка завьяловской средней школы № 1.

При этом многие параметры, прописанные в документе, и это признают все, пока нечетко прописаны или вовсе не поддаются измерению.

– Понятно, что сейчас нужны новые стандарты, которые могли бы задать вектор развития школы, общества, страны, – заметил Сергей Полянский, учитель истории и обществознания краевого педагогического лицея. – В советской школе всегда большое внимание уделялось знанию. Но когда я читал стандарт, то увидел, что в образовательной части всего девять пунктов, а в воспитательной и развивающей – по 18. У меня возник вопрос: значимость знания уменьшается? Или это значит, что нужно способствовать развитию творческой личности?

На это Юрий Денисов ответил, что документ этот «не прямого действия»: он может применяться при аттестации педагогов, учитываться работодателем при формировании кадровой политики. Но ничего кардинального в ближайшее время он не принесет.

– Что же будет с педагогами, чья квалификация не соответствует требованиям стандарта? – прямо спросил Алексей Лисин.

– Будем вместе учиться, – развеселил присутствующих Юрий Денисов. – Стандарт – это модель, эталон, к которому мы должны стремиться, и его цель не в том, чтобы «зачистить школу».

Учителя, вспомнившие о тысяче вакансий, поверили.

Кстати
На прошлой неделе в краевом институте повышения квалификации учителей прошел установочный семинар для членов жюри конкурса «Учитель года». Был проанализирован опыт судейства прошлых лет, выработаны общие установки и критерии оценки конкурсных заданий.

Фоторепортаж