Прощай, Алёша…

Вчера, 6 ноября, в Налобихе проводили в последний путь Алексея Ивановича Скурлатова…

00:00, 07 ноября 2013г, Общество 1666


Прощай, Алёша… Фото №1

Дом культуры, где проходило прощание, заполнили люди – разных возрастов, городские и деревенские, земляки и те, кто приехал издалека. У гроба сидели родственники – дочь Нелли Алексеевна, внуки и правнуки Алексея Ивановича. Приехавшие проститься шли мимо гроба без перерыва, а потом оставались в зале. Когда в зале вдруг зазвучала песня «Стоит над горою Алеша – в Болгарии русский солдат», то даже мужчины не смогли сдержать слез.

В почетном карауле стояли воспитанники действующего при барнаульском ПУ-16 ВПК «Русские витязи» – Алексея Ивановича и этот военно-патриотический клуб связывала давняя дружба.

– В ноябре 2007 года курсанты нашего клуба ездили в Болгарию вместе с Нелли Алексеевной, дочерью Алеши, на 50-летие открытия монумента, – рассказал Александр Кошкаров, сотрудник ПУ-16 и участник той поездки в Болгарию. – Принимали нас великолепно, на правительственном уровне – был даже болгарский премьер-министр, устроивший для Нелли Алексеевны прием. Встречались со школьниками, ездили на Шипку. Болгары просили передать горячий привет Алексею Ивановичу, который не смог поехать по состоянию здоровья. Когда мы сказали, что его там помнят, он был, конечно, очень рад…

Проститься с другом, несмотря на слабое здоровье, пришел Петр Дементьевич Харланов, тоже фронтовик, знавший Скурлатова с 1950 года.

– Он воевал, и я воевал. А познакомились уже после войны, когда работали вместе в МТС, – рассказал нам Петр Дементьевич. – Он был хорошим товарищем, работящим мужиком. Суббота-воскресенье – на рыбалку. Причем ему больше везло. Однажды он щуку вытащил килограмма на три… В последний раз мы виделись буквально в начале ноября.

– Я мимо его дома бегал в школу, – вспоминает Валентин Бороздин, полковник запаса, председатель совета ветеранов УФСБ России по Алтайскому краю. – И если он был в ограде, всегда спрашивал, как дела. Я мечтал стать военным, бегал в фуражке, и он мне однажды сказал: «Если решишь стать военным, я тебя благословлю». И когда я, уже курсант военного училища, приезжал домой в отпуск, то обязательно был допрос у Алексея Ивановича об успехах и видах на дальнейшую службу. А когда, уже будучи офицером, я стал оформляться в КГБ, он мне сказал: «Я был на фронте разведчиком, выполнял специальные задания и поддерживаю твой выбор…» Когда в Новосибирске открылось генеральное консульство Болгарии, мы возили Алексея Ивановича туда. Болгары были потрясены – они-то думали, что он умер в конце 90-х годов, а он живой!

Проститься с нашим замечательным земляком приехали депутаты и представители краевой администрации.

– Это был исключительный человек – символ русского солдата-богатыря, – сказал в своем выступлении Иван Лоор, председатель краевого Законодательного Собрания. – Вся его жизнь связана с родной землей – он на ней трудился, он ее защищал. Дважды на него приходила похоронка, но судьба и ангел-хранитель берегли Алексея Ивановича. Встречаясь с ним, мы шутили, что надо непременно отметить его 100-летие, и он отвечал: «Есть!» К сожалению, не довелось…

Вице-губернатор Даниил Бессарабов рассказал, что телеграммы с соболезнованиями в связи со смертью Алексея Скурлатова приходят на Алтай буквально со всего мира.

– Он запомнился мне высоким, подтянутым, открытым, светлым, всегда отзывавшимся на наши общественные задачи по патриотическому воспитанию, развитию Алтайского края, – сказал Даниил Бессарабов. Губернатор края Александр Богданович Карлин, который, к сожалению, сейчас за пределами края, очень ценил общение с Алексеем Ивановичем. Нелегко прощаться с такими людьми.

– Нам бы сохранить память о таких людях, как Алексей Иванович. Он из того поколения, которое не считало подвигом ни участие в войне, ни добросовестный труд на гражданке, они понимали это как свой священный долг перед страной. Как раз этого нам так не хватает сегодня, – говорит Виталий Сафронов, депутат АКЗС. – Я давно его знал. Он создавал впечатление фундаментального человека и воплощал в себе все лучшее, что есть в русском народе. В Болгарии есть памятник Алеше, но надо и на его родине увековечить память Алексея Ивановича не только в словах, но и в монументе.

Борис Гусев, председатель краевого совета ветеранов, поделился с «Алтайской правдой»:

– Я познакомился с Алексеем Ивановичем, когда пришел в ветеранское движение. Каждый год 9 мая мы встречались. К сожалению, в нынешнем году, когда летом проводили выездной президиум совета ветеранов в Налобихе, Алексей Иванович был в больнице, а нас было 26 человек, и доктор нас всех в палату не пустил. Алексей Иванович – настоящий сибиряк, любивший жизнь и людей. Для меня он все же был легендой. Памятник стоял между нами, хотя Алексей Иванович не был памятником, он был живым человеком…

Перед гробом Алексея Ивановича несли его ордена и медали. Гроб опустили в могилу под воинский салют. Все это время шел дождь, будто сама природа оплакивала нашего земляка…

Фоторепортаж