Выставка одной картины открылась в Художественном музее Алтайского края
18:00, 25 января 2020г, Культура 1378
Фото Евгений НАЛИМОВ
В Художественном музее Алтайского края открылась выставка одной картины, зато какой: подлинника Валентина Серова, прославленного русского живописца, одного из лучших портретистов рубежа XIX–XX веков. Она приурочена к 155-летию со дня его рождения.
Портрет жены художника Ольги Федоровны Серовой, выполненный в 1890-е годы на картоне в смешанной технике, хранится в барнаульском музее уже 45 лет. В последний раз наши зрители могли видеть его пять лет назад.
Портрет без сомнений
– Работа поступила к нам от Нины Ивановны Архангельской, которой она в свою очередь досталась от знаменитого коллекционера Федора Подтынникова, – рассказывает куратор выставки Наталья Гончарова. – Это было очень богатое собрание, из которого мы в свое время приобрели также пейзаж Айвазовского. Такие приобретения становились результатом большой исследовательской, научной, поисковой работы сотрудников…
Кстати, сомнений в том, что музей получил подлинную работу Серова, не было: на картоне с лицевой стороны можно увидеть две удостоверяющие это надписи. Одна была сделана внучкой художника, другая – живописцем Николаем Крымовым.
В день открытия выставки одной картины сотрудники музея решили рассказать посетителям не только о творчестве Валентина Серова, но и о судьбе его жены, которую друзья живописца называли его ангелом.
– Серов был знаком с Ольгой Трубниковой с юности: она была сиротой и с 13 лет воспитывалась в семье родственников художника Симоновичей, – говорит заведующая выставочным сектором ГХМАКа Светлана Артюхова. – Однако жениться на ней Серов не мог несколько лет. В своих письмах к Ольге Федоровне он писал: «У меня, как обычно, нет денег…» И лишь благодаря знаменитой живописной работе «Девушка, освещенная солнцем», которую основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков купил у Серова за 300 рублей, состоялась свадьба и началась счастливая семейная жизнь.
Повод поговорить
Жанр портрета занимал особое место в творчестве художника. Серов оставил после себя обширную портретную галерею, запечатлел людей разных сословий и разного возраста: своих родных, друзей, выдающихся деятелей культуры и искусства своего времени, светских дам, представителей деловых кругов и, разумеется, членов царской фамилии. Но 12 портретов Ольги Федоровны Серовой, написанных в разные годы, как говорят искусствоведы, отличаются от работ, которые художник делал на заказ: в них нет и тени иронии, а есть лишь теплота и нежность.
В случае с работой, которая хранится в нашем музее, эти чувства еще и выражены минимумом художественных средств – портрет можно назвать не то что незаконченным, а едва начатым. Но мастерство художника видно и в нем – портрет буквально наполнен светом и создает нежный, утонченный и загадочный образ женщины.
А для сотрудников музея нынешняя дата – повод подробно поговорить о творчестве великого живописца:
– У нас есть медиатека, где посетители могут посмотреть, как Серов представлен в разных музеях, – говорит Наталья Гончарова. – В экспозицию мы также включили великолепные альбомы, посвященные художнику, в том числе каталог знаменитой ретроспективной выставки в Третьяковке к его 150-летию. А 25 января пройдет мультимедийное занятие «Гений портрета. Князья Юсуповы глазами художника». Его проведет наша сотрудница Виктория Борунова, которая работала в Петербурге в Юсуповском дворце – фамильной резиденции князей – и расскажет, как создавались эти шедевры.
Выставка «Портрет жены художника» будет работать до 23 февраля.