Валерий Фомин: «Алтаю нужен свой кинематограф!»

16:39, 25 августа 2019г, Общество 1474


1
1

Председатель жюри Всероссийского Шукшинского кинофестиваля киновед Валерий Фомин в этом году исполнил свою давнюю мечту – побывал на родине Пырьева, в Камне-на-Оби. С представителями власти, отрасли культуры города и журналистами он говорил об их земляке, о кинематографе. Предлагаем вашему вниманию рассказ о том, что знаменитый историк кино считает особенно важным для Алтая.

Славное прошлое. Пырьев

Пожалуй, никто не знает творчества Пырьева и Шукшина лучше В.И. Фомина. Помимо множества печатных трудов у него есть и киноработы, посвященные нашим землякам. Один из восьми телефильмов серии «Киноначальники» Фомин посвятил Пырьеву. Называется лента «Иван-строитель». О том, какую роль сыграл уроженец Алтая в истории советского кинематографа, рассказывает Валерий Фомин.

– Иван Александрович Пырьев сыграл грандиозную роль во взлете нашего кино в годы «оттепели». Он создал общественную организацию «Союз кинематографистов», которая стала штабом развития киноотрасли.

Все инициативы по развитию кинематографии исходили от Пырьева – сделать широкий экран, построить новые кинотеатры, вывести на совершенно другой уровень международные связи. Кстати, до этого международной деятельностью занимались госчиновники. Когда же часть этой работы передали в ведение СК, то за границу наводить контакты поехали замечательные наши артисты, такие как Крючков, Андреев, да дамы красивые. В отличие от чиновников кинематографисты были «в теме», привозили новые фильмы, участвовали в кинопоказах. Обаятельные, раскованные, с чувством юмора, они и говорили по-другому, с ними было интересно журналистам общаться. И встречали полпредов советского кино за границей иначе, поэтому быстро устанавливались новые контакты. Наши кинематографисты ездили в ранее недоступные страны, куда-нибудь в Нигерию. И везде появлялись очаги советской кинематографии. Именно Союз кинематографистов СССР разрабатывал стратегические планы советского кино.

Благодаря Ивану Александровичу выросло целое поколение талантливых мастеров нашего кино, в том числе и Шукшин, и Тарковский. Сначала Пырьев растил племя младое на «Мосфильме», при своей студии, потом создал Высшие сценарные и режиссерские курсы. (В 1956-м 
– Высшие режиссерские курсы, в 1960-м – Высшие сценарные курсы. В 1963-м они были объединены в Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров. – Прим. авт.) До этого кинематографистов готовил лишь ВГИК, а кинопроизводство росло очень быстро, кадров стало не хватать. Пырьев на курсах собрал самых лучших педагогов, в сто раз круче вгиковских. Оттуда вышли потрясающие мастера, Данелия например. Все талантливые люди, которые были в грузинском, киргизском, молдавском кино, – это все «дети» Пырьева. Рязанов, Чухрай, Гайдай, Озеров тоже его «крестники».

Чтобы чего-то достичь, нужно иметь волю, талант само собой, разворотливость, оглядистость, хитрость (которой обладал наш герой). И свободу! Добиваются цели люди свободного поведения – но свободного не в бытовом плане, а в каких-то главных своих делах, в линии своей жизни. Известен случай, когда Пырьев после приема у министра культуры Михайлова вылетел из кабинета, хлопнув дверью, и: «Насажали вас тут, дураков!» Мог, да!..

Союз кинематографистов не учреждали семь (!) лет. А в 1962 году решили его и другие творческие союзы слить в один «колхоз» – Союз художественной интеллигенции. Главной целью было прикончить киношников. Но Пырьев вел себя так инициативно, так дерзко, что его нельзя было остановить! На одном из съездов он подошел к Хрущеву и при свидетелях сказал: «Не дело вы затеваете, Никита Сергеевич! Даже аббревиатура нового союза звучит неприлично!» Тот спрашивает, как. «Ну, сами подумайте!» – «Ну как?» – «СоХуИн». Хрущев захохотал: «Ой, не надо!..»

Подобных поступков у Ивана Александровича миллион… Я Пырьева ни разу не видел, а фильмы его с детства знал. Полюбил Пырьева уже как историк кино, особенно когда стал изучать его организаторскую деятельность.

Перечислить все, что он сделал для кинематографа, невозможно. Он действительно великий, как организатору кинематографии равного ему нет! Иван Александрович – удивительный человек, самородок из самородков (и всего-то три класса образования имел!). В сфере культуры у вас на Алтае двое таких – Пырьев и Шукшин.

Хотел бы я успеть застать то время, когда что-то настоящее для сохранения памяти Пырьева будет создано. Несколько лет назад мы в содружестве с ГМИЛИКА издали первую книгу о Пырьеве. Прежнему губернатору края она понравилась, и он дал поручение присмотреть под музей старое здание на родине Ивана Александровича. Мне даже присылали информацию о семи домах – посоветоваться…

Достойное будущее. Кто?

Уже несколько лет в мире говорят о буме, феномене якутского кинематографа. Победителем Всероссийского Шукшинского кинофестиваля в этом году стал первый (!) фильм молодого якутского режиссера Любови Борисовой («Надо мною солнце не садится», 2019). Нужно создавать кинематограф на Алтае, считает Фомин. Как это делать?..

– Однажды в Госуниверситете управления ко мне обратилась студентка из Абхазии – посоветуйте, мол, какую тему взять для дипломной работы. Я ей: «Напиши проект зарождения и развития абхазского национального кинематографа!» Она онемела, потом: «А как?»

Кино – один из самых мощных инструментов представления во всем мире. Кто раньше знал за границей, например, что есть такой народ – киргизы? Но они создали свою кинематографию и пусть производили два художественных фильма в год, но киноленты обошли весь мир! (В кинокритике феномен появления Т. Океева и Б. Шамшиева назвали киргизским чудом. – Прим. авт.) Так и с Абхазией. Кинематография могла бы создать образ маленькой страны для целого мира… И для самих абхазов – чтобы знали они свою историю, истоки культуры.

Я предложил студентке пошагово написать, как создать абхазский кинематограф. На Кавказе с советских времен всегда работали киноэкспедиции, там даже хотели строить в 1936-м советский Голливуд (выбирали между Абхазией, Туркменией и Крымом). Ведь у абхазов потрясающая история, очень высокая культура, а уж ландшафты – море, горы!.. Значит, нужно построить производственно-техническую базу, которая будет работать вначале для приезжающих киноэкспедиционных групп. А в это время подрастут абхазские кадры. Если человек окончит Высшие курсы, то он через два года уже будет трудиться на ниве кинематографа. И система заработает!

Та девушка написала прекрасную дипломную работу. И, кстати, поступила в аспирантуру ВГИКа. Думаю, ну вот, сейчас будем создавать абхазское кино. И вдруг она выходит замуж за директора «Ленфильма»…

И в вашем крае я бы сделал такой «проект проекта»! Я Алтай раньше только по фильмам да фотографиям знал, а в том году впервые приехал и увидел, какая у вас потрясающая природа, какие замечательные люди. И уже в прошлом году я говорил губернатору: нужно создавать свою кинематографию, строить в Барнауле кинематографический центр им. Пырьева. Должен быть центр обучения и центр пропаганды кино, ведь сейчас есть возможность дистанционного образования. И здесь будут готовить, образовывать ребят, давать им знания по истории кино. И, может быть, кто-то из них вдруг поедет во ВГИК…

Вообще, на Алтае нужно создавать свою киноорганизацию. Якутия, может, и побогаче, но по сравнению с Алтаем она махонькая. А ведь они очень быстро создали свою кинематографию, которая представляет на международных кинофестивалях народ…

Фоторепортаж