Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае

19:10, 03 августа 2024г, Культура 571


Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №1
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №2
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №3
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №4
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №5
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №6
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №7
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №8
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Фото №9
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10
Как прошли самые знаковые события Шукшинских дней на Алтае Миниатюра №10

Фото Андрей КАСПРИШИН

Шукшинские дни на Алтае всегда водоворот событий, интересных встреч, впечатлений. И нужно постараться за неделю распределить силы так, чтобы посмотреть новые российские фильмы, узнать про интересные книги, побывать на встречах с артистами и писателями и, конечно, приберечь терпение для Пикета. Там столько всего!

Нестандартный подход

Начнем по порядку. Самое любопытное в этом году на Шукшинских днях на Алтае – книжный фестиваль. И для того, чтобы рассказать о нем, корреспондент «Алтайской правды» отправился в Бийск на два дня. Примерно с 12 до 19 часов на Петровском бульваре проходили встречи с известными российскими писателями. На главной сцене и еще трех площадках вокруг каждый час можно было слушать, слушать и слушать.

Нам повезло, и мы смогли ухватить сразу несколько интересных встреч. И вот началась презентация книги «Василий Макарович», которой, кстати, не было в первые дни работы книжного фестиваля нигде. Автор, теперь уже московский, а не алтайский, Михаил Гундарин привез несколько свеженапечатанных книжек, вышедших за три дня до начала книжного фестиваля в издательстве АСТ – «Редакция Елены Шубиной». И буквально за несколько часов книги раскупили, так что на презентации Михаил показывал читательский экземпляр.

Второй автор – Евгений Попов мог только шутить на эту тему:

– А я все думал, как мы будем о книге говорить без книги? Но Михаил не растерялся, забрал книжку у читателя.

Евгений Попов – известный московский автор, на счету которого 20 книг, вышедших в солидных российских издательствах. В тандеме с Михаилом Гундариным он написал книгу «Фазиль» про Фазиля Искандера. Но прежде Михаил Гундарин написал книгу про самого Евгения Попова. Он был когда-то его студентом, затем заново познакомился с ним в Москве, когда решил перебраться туда жить.

А теперь вот новая биография готова. Рассказывали авторы о книге вместе.

– Книга состоит из наших диалогов. Мы с Евгением Анатольевичем Поповым – представители разных поколений, поэтому получилось интересно, полемично. Евгений Анатольевич принадлежит к поколению поздних шестидесятников. Он был знаком с Шукшиным, который дал ему путевку в литературную жизнь. Я родился на Алтае, все летние месяцы проводил в селе Лесном неподалеку от Бийска. Шукшина мы рассматривали через призму Сибири, – начал Гундарин.

Евгений Попов рассказал о пересечениях с Шукшиным:

– Меня не печатали. В Улан-Удэ мне редактор сказал: «Мы вас напечатаем, если вам напишет предисловие кто-нибудь из известных писателей, например Василий Шукшин». Кумирами 60-х были Василий Аксёнов, Фазиль Искандер и Василий Шукшин. Я позвонил в «Новый мир», мне сказали, что свяжутся с Шукшиным. Настоящее чудо, что через 10 дней по почте я получил предисловие от него. Тогда ведь не было электронной почты. Но мою подборку не напечатали, рассказы Шукшина тоже. Опубликовали два моих рассказа позже, через два года после того, как умер Шукшин. Я проснулся знаменитым, люди подходили ко мне и цитировали наизусть мои рассказы. Еще раз я увидел Василия Макаровича, когда он снимал «Калину красную». Он сказал, что нужно уезжать из Красноярска, чтобы я не спился в провинции или не стал комсомольским писателем. Шукшин – великий рассказчик мира, как Эдгар По или Хемингуэй. Он создал много мифов о себе.

Михаил Гундарин развил эту идею:

– Всякая биография должна давать концепцию личности. Биографией Шукшина занимались Коробов, Варламов, Тепляков. Наша книга написана легко, она не является научной. В отличие от коллег мы не пренебрегаем мифами о Василии Макаровиче. Например, об истории его поступления во ВГИК Шукшин рассказывал по-разному. До сих пор находятся люди, которые считают, что Василий Макарович пришел в институт в военной форме и кирзовых сапогах, оставшихся от службы в армии. Но это неправда. Он служил во флоте: какие сапоги, какая гимнастерка?! Скорее всего, прибарахлился, когда приехал в Москву. Он и позже создавал себе внешний образ, чтобы отличаться от других в московских гостиных. Мы не обходим поступки и суждения Василия Макаровича. Например, пострадали ли женщины от Шукшина? Пострадали. Пострадал ли он от них? Еще как! В книге есть новые факты из его жизни. Мы анализируем его книги, используем наработки алтайских шукшиноведов, они самые интересные. Хотим, чтобы их имена знали в России.

Против течения

Не могли мы пройти мимо диалога о судьбе русской литературы известных писателей Василия Авченко и Михаила Тарковского. Он был полон интересных и противоречивых выводов.

– Великая русская литература стоит на трех основах: народности, религиозности и благородстве интонации. В литературе XIX века что-то одно из перечисленного обязательно присутствует, – считает Михаил Тарковский. Далее писатели размышляют о том, потеряла ли наша страна звание самой читающей в мире.

Василий Авченко:

– Мне бы хотелось, чтобы Россия по-прежнему считалась самой читающей страной. Но большого оптимизма у меня нет на этот счет.

Михаил Тарковский продолжил тему:

– Делается все (Интернет, гаджеты), чтобы наши дети не смогли окунуться в великую русскую литературу. Я сам езжу с книгами по селам и городам. Однажды в маленьком поселке Бодайбо Иркутской области я провел в школе два урока литературы. Показал фильм «Замороженное время», а позже ответил на вопросы детей. Семиклассник спросил: «Какие слова вы бы хотели нам сказать в напутствие?» Я как-то растерялся: ответственная же миссия. Доформулировать помогла учительница этого паренька. Теперь я повторяю сформулированные совместно слова на каждой встрече: «Нужно возвращаться в родные места, делать свою Родину краше, лучше, служить Отечеству. Верить в Россию – прекрасную, многострадальную, непобедимую».

Василий Авченко ответил на это:

– Честь тебе и хвала, что ты ездишь со своими книгами то в Бодайбо, то в Туру – столицу Эвенкии. Но это движение лосося на нерест против течения. Нужна система помимо индивидуального подвижничества, начиная от книгоиздания и книгораспространения. Люди должны иметь возможность купить книги по доступной цене в книжных магазинах, но этого нет.

А сколько замечательных мыслей прозвучало на других площадках! Алтайская писательница Наталья Ревкова рассказала о научных разработках, которые писатели могут использовать в написании своих текстов:

– Дефолт-система мозга – сеть специализированных нейронов, объединенных в группы, которые в голове человека отвечают за те вещи, что писатель постоянно эксплуатирует. Нам кажется, что мы придумываем персонажи, на самом деле мы используем слепки из тех людей, которых мы когда-то встречали. Писатель – продукт окружения, мира, в котором живет. Ему нужно расширять круг общения, чтобы вобрать в себя как можно больше и потом это все выдать миру. 

Впервые в 1997 году ученые обнаружили этот эффект. Пройдет немало времени, когда научная теория закрепится на практике, и было бы здорово, если бы писатели уже сейчас его изучили и стали использовать в работе.

«О сколько нам открытий чудных…»

Не могли мы не изучить книги на Петровском бульваре. Редкая возможность! 40 издательств гостили в Бийске несколько дней. Особенно много поклонников было у рядов с книгами для детей. Ну как тут пройдешь мимо: художественное оформление – блеск, тексты – не оторваться.

Книжки для подростков издательства «ВВерх!» привлекли наше внимание необычными пометками на обложках: «Одобрено детьми».

Одна из основательниц издательства «ВВерх!» – Вера Шумкова рассказала об оригинальных проектах:

– Наша разработка – книги в рубрике «Прочитай рассказ». Каждый сборник включает в себя короткие рассказы, их ребенок сможет прочесть за раз. Произведения сопровождают раскраски-иллюстрации. Таким образом, в процессе чтения ребенок может создать свою неповторимую версию книги. В каждом сборнике собраны разные жанры произведений: детективы, приключения, фэнтези и т. д. Рассказы написаны современными авторами. Русскоязычные дети 16 стран мира оценивают произведения писателей по разработанным издательством критериям, и только лучшие, с их точки зрения, рассказы мы публикуем.

Интерес к книгам издательства «Рипол Классик» у нас вызвал автор Павел Воля.

На саркастический вопрос: «Он что, еще и детскую литературу пишет?» – замгендиректора по маркетингу издательства «Рипол Классик» Инна Сербанович вполне серьезно ответила: «Его произведения – лидеры продаж. Он написал книгу «Петтерсы. Дети океанов» в стиле романа «Дети капитана Гранта» Жюль Верна. Дети ищут маму-океанографа. «Петтерсы. Дети гор» – путешествие по разным историческим эпохам в России. Героев автор списал со своих сына и дочери».

Констанцию встречали овациями

Ирина Алфёрова на творческой встрече со зрителями рассказала о съемках в кино, конечно, о роли Констанции в «Трёх мушкетёрах». Режиссер Юнгвальд-Хилькевич невзлюбил актрису, он хотел снимать в этой роли Евгению Симонову, но комиссия Госкино утвердила первую красавицу Советского Союза.

– Я потом уже узнала о том, что он хотел снимать другую актрису. Я бы сразу отказалась от роли. У меня хватало предложений в кино. А на съемочной площадке я не понимала, за что на меня сердится режиссер, меня не причесывали, не одевали, не репетировали со мной. Но все получилось. Зрители запомнили меня именно по этой роли, – говорит актриса.

Очень интересно было послушать о ее работе в театре, о первых шагах на сцене «Ленкома»:

– Я в то время играла только девушку из кабаре в одном из спектаклей. Решила посмотреть весь репертуар «Ленкома», где были задействованы молодые девушки. И вот идет спектакль «В списках не значился». В главной роли Абдулов. Он так играл, что весь зал рыдал. И все актеры, которые с ним играли, рыдали. Он отдавал всего себя роли. Финальная сцена тяжелая: солдат уже ослеп, оглох, он один против немцев. Они отдают ему честь... И вот спектакль идет, Абдулов бегает один по сцене, я понимаю, что что-то пошло не так. Ко мне подбегает костюмерша и говорит: «Переодевайся и выходи, актриса не пришла». Я сопротивляюсь, поскольку не знаю, что делать. Добилась только от нее, что я люблю солдата. Абдулов в удивлении смотрит на меня. Я бросаюсь к нему в объятия. Он наступает мне на ногу и шепчет: «Уйди, ты моя любовь в 6-м классе». Я понимаю, что в 6-м классе так не любят. Начинаю заплетать косички. Он подходит ко мне и говорит: «Ты же мне кажешься? Ты из 6-го класса? Ты балет любила?» Я начинаю делать какие-то па. Он говорит за меня текст, я повторяю. Потом он мне: «Ты уходишь. Тебя нет, тебя нет». И я поняла, что сцена закончилась.

После вечера со зрителями Ирина Алфёрова согласилась на краткое интервью:

– Ирина Ивановна, какие у вас впечатления об Алтае?

– Какие у меня могут быть впечатления об Алтае, когда полный зал и тебе объясняются в любви? Алтайский край я не увидела, поскольку насыщенный график. Природа, конечно, у вас замечательная, как и на моей родине, в Новосибирске. Сервис отличный – место силы я нашла у вас в барнаульском «Заречье». Там такие замечательные мастера своего дела, возродили меня к жизни.

Жителям Алтайского края желаю, чтобы их родина процветала, чтобы на этой земле родились Шукшины, он был настоящим человеком, талантом, артистом. Его надо было так всем беречь! – рассказала Ирина.

– А вы так и не сыграли ни одной деревенской женщины?

– Нет, конечно, у меня совершенно другое амплуа. Хотя в последнее время мне поступает очень много предложений сыграть деревенскую женщину. Мол, сыграйте на сопротивление. Я это не люблю: каждый должен играть то, в чем он разбирается, а не так, чтобы сегодня зайчика, а завтра Гамлета. Себя бы выразить, себя бы понять.

Мы напомнили Ирине Алфёровой о том, как несколько лет тому назад она приезжала в Барнаул со Львом Дуровым. Они вместе играли в спектакле, и после выступления Лев Дуров согласился провести пресс-конференцию и очень ворчал, когда ему задавали не те вопросы, какие он ожидал.

– Я не помню про именно этот случай, но Лев Дуров был настоящий артист, преданный своему делу. У него было два инфаркта, и даже после них он все равно продолжал играть на сцене. У него было плохое зрение, в последнее время он ничего не видел. Когда мы с ним играли, я просила его: «Сиди на скамейке, а я тут прыгать вокруг тебя буду». Перед спектаклями он делал упражнения для того, чтобы речь была четкая. С этим тоже у него в последнее время были проблемы.

Ощущения после встречи с Ириной Алфёровой были самые необыкновенные. Настоящая интеллигентка от кино, она ни разу не среагировала на звуки сотовых, которые лились из зала бесконечно, ни разу не запретила фотографам и всем желающим снимать ее во время выступления, отзывалась о коллегах по цеху с большой любовью. А в финале вспомнила свое увлечение балетом и станцевала несколько па. Зрители задарили ее букетами и искупали в овациях.

Сростинские «чудики»

Около 40 народных мастеров со всей России приехали в Сростки, чтобы показать свои работы гостям Шукшинского фестиваля. У журналиста глаз насмотрен, и его трудно чем-либо удивить, но все же внимание к себе приковали работы Дениса Фуршатова из Республики Алтай. Он делает свои струнные инструменты. Это не привычные формы, как у балалайки или скрипки. Это нечто огромное, необыкновенно красивое и загадочное. В основе инструментов – алтайский топшур, икили и русские гусли. От этих произведений народного творчества просто глаз не оторвать: то ли цапля перед тобой, то ли виолончель. И то и другое хочется заиметь себе и бесконечно любоваться.

Кемеровчане Андрей и Евгения Блинковы привезли на ярмарку стальные сплюснутые шарики – акустические барабаны. Когда мастера начинают на них играть, проваливаешься в параллельный мир. Просто сеанс медитации.

На Всероссийской выставке-ярмарке работ самобытных мастеров «Чудики» можно было увидеть платья и аксессуары в технике макраме, светильники и декоративные панно из дерева, интерьерные изделия из джута, талаша, одежду и аксессуары из хлопка и кожи с ручной росписью, изделия традиционного быта с калмыцкой национальной вышивкой зег, алтайские накосные украшения, скульптуры из коряг с берегов Оби – знаменитых караканчиков, игрушки из ваты и шерсти, звероварежки и котошарфы.

«Чудики» были не только там. Портреты сростинцев украшают стены школы-музея им. Шукшина. Они выполнены художниками Алтайского края в рамках проекта «Палитра образов и красок. В.М. Шукшин», приуроченного к 95-летию со дня рождения автора.

Фоторепортаж