3D-рисунки национальных жилищ на асфальте появились в Алтайском крае
08:25, 03 ноября 2020г, Общество 1449
Большая красочная русская изба. Хозяйка одета в белую рубаху, красный сарафан и кокошник. Рядом сидит ее маленькая дочка, она помогает маме доставать из печки ухватом румяные аппетитные пирожки. Глава семьи держит балалайку.
Изба, юрта, глхатун…
3D-рисунки национальных жилищ на асфальте и фотосессии в этих интерьерах. На Алтае прошел семейный фестиваль «Асфальт». Он был посвящен сохранению национального колорита народов, проживающих на территории Алтайского края, посредством культуры этих народов в виде рисунка на асфальте.
В рамках фестиваля участники должны были нарисовать мелками на асфальте национальное жилище своего народа (с внутренним убранством и предметами быта); креативно обыграть рисунок, перевоплотившись в национальные костюмы; сфотографировать рисунок жилища, творчески встроив в композицию снимка участников фестиваля; написать аннотацию к своей работе, отражающую национальный колорит.
Оргкомитетом было принято 20 заявок от семей из Кулундинского, Михайловского, Табунского районов и Республики Казахстан. Всего было представлено 8 национальных жилищ: русская изба, казахская, бурятская и якутская юрта, немецкий Hus, белорусская хата, украинская мазанка и армянский глхатун.
Плюс родители
«Идея вначале была простая – провести конкурс детских рисунков на асфальте, – рассказывает автор проекта Анастасия Харебина из Кулунды. – Но к нам стали поступать заявки, в которых явно было видно, что рисунок не детский. И тогда мы подумали, а почему бы не привлечь к этому проекту не только детей, но и всю семью? Как оказалось, взрослым тоже интересно рисовать на асфальте…»
Сложно было и найти подходящую одежду. Костюмы были взяты везде, где только можно было их взять: у соседей, в ДК и музеях.
– Мы получили девять заявок по русской избе, – рассказывает Анастасия. – Казалось бы, ну что там – нарисовать, сфотографировать, но, как оказалось, очень сложно сформировать в голове 3D-формат, чтобы он сверху смотрелся как реальный, чтобы еще это было с национальным колоритом и были реальные какие-то предметы быта.
Многим семьям помогали друзья, сотрудники и воспитанники детских садов.
Но мало нарисовать мелом на асфальте – важно сделать классное фото. Незасвеченное, яркое, композиционно завершенное.
Семья Узельман из поселка Октябрьского Кулундинского района выполнила рисунок на стене дома. Красный угол русской избы и предметы быта... Сами участники реалистично обыграли композицию.
Семья Коровиных изобразила казахскую юрту и чаепитие. У Асемгуль папа – немец, а мама – казашка. Муж ее тоже немец.
Изюминка этого проекта в том, что нужно вспоминать о своих предках, разбираться, какие корни есть в твоем роду.
– Почему мы решили дать задачу участникам нарисовать именно дом? Национальное жилище – это сердце семьи, место, где семья проводит много времени, – говорит Харебина.
Республика Казахстан тоже участвовала. Но прислали фото не юрты, а русской избы.
Семья Рыбиных долго жила на Севере, осталась там родня, и им захотелось представить именно якутскую юрту. Она яркая, из теплой ткани, похожей на ковер. Очень сильно напоминает палатку, однако эта ткань намного плотнее. И участники фотосессии одеты также очень тепло: в шубах и валенках. Рядом – красивый северный олень, которого гладит отец семейства.
Семья Винс из Кулундинского района изобразила HUS – немецкий дом. Причем документально воссозданный дом в Ананьевке, где жила в 1910 году Елена Исааковна Зиберт.
«Мама, зови ещё!»
Не обошлось и без белорусской хаты, которую представила семья Светланы Кунцевич из села Михайловского. Светлана говорит: «Мои бабушка и дедушка приехали после войны на Алтай из Белоруссии поднимать целину. Я ими очень горжусь, и поэтому мы нарисовали белорусскую хату».
Финальной работой стал армянский глхатун. Он был сфотографирован на высокой стремянке, чтобы получилось захватить весь рисунок и вид сверху.
28 сентября прошел второй этап фестиваля – онлайн-семинар в Zoom, где организаторы встретились уже непосредственно со всеми участниками. Харебина говорит:
– На семинаре участники или их кураторы представили свои национальные жилища. Там мы уже поговорили обо всех национальных жилищах, про корни тех семей, которые представляли свои работы.
Где-то в районе 15 тысяч просмотров наших работ и новостей фестиваля было только в двух социальных сетях: в «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Участники признавались, что вначале было сложно: объединить семью на проект, найти время, костюмы, реквизит... Но потом признавались, что это увлекательно, весело и объединяет:
– У детей сразу загорелись глаза! У них появилась куча вопросов: «А что это? А почему то? А как это? Мама, а в нашем роду правда есть казахи?»
Для семьи Машковских выполнение работы проходило очень весело, и они от души посмеялись. Глава семьи с пушистой бородой пытается уместиться на печи, чтобы поспать. Выглядело это комично.
Поэтому были и такие отзывы: «Спасибо, что продлили нам жизнь!»
«Мы с сыном с удовольствием приняли участие в замечательном конкурсе, – рассказала нам Юлия Узельман. – Для подготовки мы изучаем все, что связано с прошлой жизнью наших предков. Я стараюсь привлекать своих детей, ведь в обычной жизни мы все-таки мало интересуемся такими темами. А теперь у моего 14-летнего сына Артема останутся надолго в памяти и наш красный угол, и большой самовар, и люлька, в которой я качаю малыша, а также наши наряды. Он сказал просто: «Мама, зови меня еще!»
Ольга ИВАНОВА