Студентки из Барнаула получили грант на создание музейного гида

19:45, 04 августа 2024г, Туризм 461


Фото предоставлено Викторией Гражданкиной 
Фото предоставлено Викторией Гражданкиной 
Фото: Олег Богданов
Фото: Олег Богданов
Фото предоставлено Викторией Гражданкиной  миниатюра
Фото: Олег Богданов миниатюра

Как помочь путешественнику сориентироваться среди музеев региона? Где скоротать время между экскурсиями? Как лучше составить туристичес­кий маршрут? Ответы на эти вопросы знают Виктория Гражданкина и Юлия Щербакова. Девушки получили грант на создание музейного гида.

В числе лучших

Завершилась экспертиза заявок заключительного этапа конкурса «Студенческий стартап». Из двух тысяч проектов, которые получат в качестве поддержки один миллион рублей, 13 – алтайские. Виктория Гражданкина и Юлия Щербакова среди тех, чья инициатива вошла в итоговый список грантополучателей. Вскоре в жизнь воплотится идея девушек – сайт-гид по музеям Алтая.

– Задумка появилась, когда мы учились на последнем курсе университета. Тогда сотрудники дирекции рассказали о грантовом конкурсе, – вспоминают собеседницы. – Посоветовавшись, решили попробовать свои силы. Поскольку обе по образованию музеологи, то и инициативу связали с этой отраслью.

Несколько месяцев ушло, прежде чем появилась стройная концепция.

«В этом нам помогали наставники – преподаватели института истории и международных отношений АлтГУ. Многие из них – практикующие специалис­ты, которые работают в музеях. Потому их советы оказались как нельзя кстати», – говорят Виктория и Юлия. Чтобы правильно представить свою идею, девушки прошли обучение, научились оформлять презентации, сметную документацию.

Видео и 3D-модель

– Наш край и соседняя респуб­лика обладают большим турис­тическим потенциалом. Здесь много объектов культурного наследия, красивая природа, обширная музейная сеть. Потому сориентироваться в том, что посмотреть и куда съездить, бывает непросто. Кроме того, основные места притока туристов многим уже приелись, хочется чего-то нового, – рассказывают они. – Данные в Интернете часто разнятся, их бывает сложно систематизировать. Некоторые музеи имеют свои сайты, но информации там немного. Чаще всего краткая историческая справка и режим работы. Иногда встречается афиша. А чтобы, к примеру, найти рядом место для ночлега или обеда, приходится использовать дополнительные ГИС-приложения. Все это занимает много времени.

Замысел обладательниц гранта в том, чтобы создать платформу, которая бы объединила все эти материалы.

«Там разместим реестр, в который внесем государственные, муниципальные, частные музейные учреждения Республики Алтай и Алтайского края: только крупных набирается около ста. Кроме того, здесь же расскажем об инфраструктуре, что находится поблизости. Так и на экскурсию можно будет попасть, и дух перевести в чайной или кафе, и остановиться на ночевку», – уточняет Виктория.

Важно при этом указать на возможность посещения того или иного заведения людьми с ограниченными возможностями.

«Например, многие наши музеи оборудованы информационными стендами со шрифтом Брайля. Где-то есть пандусы для передвижения маломобильных людей. Для некоторых посетителей наличие таких особенностей может стать принципиальным фактором при выборе места отдыха», –
заметили девушки.

Здесь же, на единой платформе, разместится информация об уникальных экспонатах каждого музея – описание и видео или 3D-модель. Посетители получат представление и о сувенирной продукции учреждений. Сайт-гид будет многоязычным. В команде девушек семь человек, и уже есть специалисты, которые переведут текстовую информацию на английский и китайский.

– Практика показывает: большой интерес Алтай вызывает не только у наших соотечественников. Много англоговорящих туристов и гостей из Поднебесной, – рассказывают Виктория и Юлия. – Именно у них чаще всего возникают проблемы, потому что сложно сориентироваться на незнакомой местности.

Туризм плюс маркетинг

– Много вопросов задавали о том, почему создаем именно сайт, а не мобильное приложение, – говорит Виктория Гражданкина. – Ключевой аргумент в том, что гид не нужно будет скачивать в магазинах наподобие Google Play, Play Market или App Store, тратить на это время и баснословные деньги. В пользу сайта и сложности интеграции программ, возникающие сегодня из-за санкций. Как правило, веб-страницы загружаются быстрее и проще как на смартфонах, так и на ноутбуках, компьютерах. Кроме того, мы не ограничиваем пользователей мобильниками.

По словам собеседниц, гид привлечет не только тех, кто путешествует дикарем. Потенциальные пользователи – фирмы по организации отдыха и туров –тоже заинтересовались продуктом. Полезен он будет и представителям гостиничного, ресторанного бизнеса.

– Одно из условий стартапа – монетизация проекта, иначе грантовую поддержку не получить. На защите многие сомневались в полезности нашего портала, спрашивали, где и кем будет востребована платформа, – продолжают рассказ девушки. – Приводили аргументы, что людям давно неинтересна музейная сфера, что экскурсии – прошлый век. При этом многие забывают, какие очереди выстраиваются каждую «Музейную ночь», сколько желающих познакомиться с уникальными коллекциями только у нас в регионе.

«Это тоже бизнес, правда не такой масштабный и популярный, как, например, школы иностранных языков, репетиторство или IT-технологии. Больше всего сложностей на старте проекта», – делятся разработчики.

Расширить функционал

Всего в этом году на конкурс было подано почти восемь тысяч заявок со всей страны. В прошлом году их было в два раза меньше. Все больше студентов, магистрантов, молодых ученых и предпринимателей заинтересованы в том, чтобы получить поддержку своего бизнес-проекта.

– Стартапы набирают популярность. Все ребята увлеченные, они хотят двигать идеи в массы. Во время защиты мы в этом убедились. Потому были немного удивлены, что нашу инициативу выделили среди других, – говорят девушки. – Было волнительно попасть в список победителей.

Среди задумок – интегрированный новостной портал о планируемых экскурсиях, музейных праздниках, выставках и мастер-классах. «Будет удобно сразу сориентироваться по программе на сегодня, завтра, неделю, месяц. Это упростит составление маршрутов для посетителей», – говорят Виктория и Юлия.

Останавливаться на этом музео­логи не планируют: уже поданы документы на участие в очередной грантовой истории. Собеседницы хотят увеличить размеры финансирования, чтобы расширить функционал платформы.

– Осенью наша команда пройдет дополнительное обучение, которое позволит качественнее воплотить идею в жизнь. В этом уже помогают консультанты из ведущих музеев региона, – добавляют девушки. – С их помощью наш гид станет хорошим подспорьем для всех, кто интересуется историей, культурой и искусством Алтая.

Фоторепортаж