Перекормленный ребёнок?

11:00, 16 января 2015г, Экономика 1312


1
1

Прошедший в конце прошлого года конгресс предпринимателей Алтайского края показал: власти и деловое сообщество единодушны в том, что дальнейшее развитие региона должно быть связано не только с крупными промышленными предприятиями, но и с малым бизнесом. Только вот рецепты поддержки «малышей» им видятся разные.

Неформальная занятость

Позицию краевых властей в концентрированном виде отразил на заседании губернатор Александр Карлин.

Давая оценку совместной работы власти и бизнеса, Александр Карлин отметил, что за последние пять лет малое и среднее предпринимательство в крае развивалось динамично. В этом секторе трудится 43,2% от общего числа занятых в экономике региона. В 2008 году доля была меньше – 41,1%.

– Сегодня МСБ дает четверть всех инвестиций и налоговых поступлений в консолидированный бюджет края. Но я бы не говорил, что все резервы для развития предпринимательства у нас исчерпаны, – подчеркнул глава региона. – Резервы такие есть, и немалые. По экспертным оценкам, имеют так называемую неформальную занятость около 20% экономически активного населения. Если бы они были устроены официально, то могли бы заплатить до 7 миллиардов в виде налога на доходы физических лиц. Это тот резерв, который нам крайне необходим в условиях бюджетной напряженности для решения самых актуальных проблем в социальной сфере.

Губернатор напомнил, что из фонда обязательного медицинского страхования приходится платить за неработающее население, в том числе за тех, кто занят неформально. И в следующем году платежи в ФОМС вырастут на 2 млрд. рублей.

Если бы неформалы были трудоустроены, то платежи в социальные фонды за них несли бы работодатели, а если зарегистрированы как предприниматели, то вносили бы самостоятельно.

– Поэтому когда мы говорим о более активном развитии предпринимательства, то в качестве резерва видим не крупные промышленные предприятия, которых у нас сравнительно меньше, чем в других регионах, а легализацию неформально занятых трудовых ресурсов, – подчеркнул Александр Карлин.

Задачи на будущее

В уходящем году было достаточно ситуаций, которыми предпринимательский сектор края еще раз доказал, что способен наращивать показатели своей деятельности, мобилизовать ресурсы на повышение конкурентоспособности. По прогнозам, предприниматели завершили этот год в плюсе по основным показателям.

А задачу-максимум на ближайшие годы губернатор сформулировал так: «Сохранение динамики роста малого и среднего предпринимательства, которое должно сопровождаться структурными изменениями, необходимыми для большей устойчивости этого сектора».

Реальным стимулом для развития бизнеса должно стать импортозамещение. Для этого профильному управлению надо изучить конъюнктуру регионального рынка и обеспечить межотраслевое взаимодействие. По мнению Александра Карлина, следует обратить особое внимание на стык отраслей. Строители, коммунальщики, работники социальной сферы могли бы больше потреблять местной продукции и материалов.

Он также рекомендовал активнее изучать потребности и возможности муниципалитетов. Для этого исполнительной власти придется препарировать территорию по населенным пунктам и видам деятельности.

В качестве примера губернатор вспомнил, как началась кампания по открытию на селе платных стоматологических кабинетов. Но как только он ослабил контроль за этим, «тема остановилась».

– Очень важно поддерживать стремление бизнеса работать в социальной сфере, когда люди открывают частные детские сады, дома для престарелых, – втолковывал он представителям муниципалитетов. – Можно, помогая социально ориентированному бизнесу, и население обеспечивать госуслугами, и с государства часть забот снять. Мы к этому призываем, а воз и ныне там.

Господдержка

Затем Александр Карлин перешел к финансовой поддержке малого бизнеса. Если 10 лет назад она в крае составляла 25 млн. рублей, то в 2014 году в разных формах – около миллиарда, из них прямая помощь от государства – 400 млн. рублей.

Он пообещал, что на региональном уровне в следующем году сохранится весь арсенал поддержки малого и среднего бизнеса. При этом она будет приспосабливаться к меняющейся экономической ситуации.

Губернатор напомнил о реально работающих механизмах – фондах микрокредитования и гарантийном фонде, проинформировал о заключенном соглашении Алтайского гарантийного фонда с федеральным Агентством кредитных гарантий, которое обеспечит доступ предпринимателей к большему объему кредитных ресурсов.

После бочки меда Александр Карлин вспомнил и о ложке дегтя:

– У нас возникают другие проблемы. Малый бизнес, как перекормленный ребенок, уже начинает ложку отодвигать. Происходит это потому, что государство, транслируя деньги, требует соблюдения процедур и полной прозрачности деятельности, а некоторые предприниматели деньги хотят получить, а отчитываться – нет. С государством надо работать в открытую.

Бизнес, заявляя о понятных правилах игры, вправе рассчитывать на господдержку. 

В заключение губернатор коснулся контрольно-надзорной деятельности в налоговом законодательстве, о совершенствовании которой в своем Послании Федеральному собранию говорил президент страны. Александр Карлин заверил присутствующих, что, после того как предложения президента обретут форму правовых актов, в Алтайском крае они будут неукоснительно реализованы.

– Если будет необходимость, мы подкорректируем региональное законодательство и будем работать в формате большего доверия к бизнесу, – пообещал губернатор.

Неподъёмные платежи

Свою оценку ситуации дали и бизнесмены. В частности, председатель правления Алтайского союза предпринимателей (АСП) Юрий Фриц признал, что бизнес в крае поступательно развивается. Но в связи с изменением экономической ситуации в стране поступательного движения уже недостаточно, нужно расти более энергично. А при существующей налоговой системе это невозможно. Мешают высокий налог на добавленную стоимость,  различие ставок НДС для сельхозпроизводителей и переработчиков. НДС приходится платить сразу после отгрузки товара, а не после оплаты за него, то есть авансом. Налоговая может, не выслушав аргументов предпринимателя, доначислить такую сумму, которая ставит крест на его бизнесе. В результате предприниматели перерегистрируются в соседнем Казахстане, где налоги ниже, либо в Новосибирской области, Москве и Питере, где выше покупательная способность населения. По оценке председателя Алтайского отделения «Деловой России» Юрия Матвейко, бюджет региона от этого теряет миллиарды рублей.

Высокие налоги – это одна сторона проблемы. Теневой бизнес совсем не платит налоги. По мнению председателя совета предпринимателей Бийска Ларисы Гладышевой, незаконно работающих на рынках города уже больше, чем официально зарегистрированных предпринимателей. Видимо, полиция и налоговая мало ими занимаются.

– АСП последовательно выступает за ведение честного и прозрачного бизнеса, но при сегодняшнем уровне социальных отчислений в фонд оплаты труда крайне проблематично вести дело открыто. Трудно противостоять тем, кто вовсе не платит налоги, – считает Юрий Фриц.

Чтобы компенсировать выпадающие доходы при снижении налогового бремени, предприниматели предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения: от нулевой ставки для индивидуальных предпринимателей до 40 – 60% на доходы руководителей госкорпораций.

Понятно, что снижения НДС и НДФЛ можно добиться только на федеральном уровне, поэтому деловое сообщество говорило о трансляции этих предложений в Госдуму и правительство, используя Алтайское краевое Законодательное Собрание и представителей в федеральных органах власти.

Однако немало можно сделать на муниципальном уровне. Например, обнулить налог на имущество и землю для предпринимателей, которые начинают свой бизнес в производственной сфере, реконструируют предприятия, тратя на это значительные средства. Вкладывать в развитие бизнеса и одновременно платить налоги тяжело, считают члены правления АСП.

– Нам тоже не нравится повышать налоги, – констатировал председатель бюджетного комитета Барнаульской гордумы Андрей Солодилов, – но мы должны думать, как свести доходы с расходами. И если не используем все собственные резервы, то нам срезают дотации из вышестоящего бюджета.

В свою очередь Юрий Фриц предложил на краевом уровне создать постоянно действующую комиссию по налогообложению. Она должна выработать механизмы уменьшения фискальной нагрузки для бизнеса не в ущерб поступлениям в бюджет.

Председатель комитета администрации края по предпринимательству Евгений Дешевых согласен, что такой орган необходим, но в нем должны быть независимые эксперты, которые бы вырабатывали предложения по перераспределению нагрузки. Есть виды деятельности, требующие снижения налогов, а есть – увеличения.

Фоторепортаж