Невозможное – возможно!

09:00, 18 октября 2014г, Культура 1513


Невозможное – возможно! Фото №1

Завтра завершается I Всероссийский молодежный театральный фестиваль имени В.С. Золотухина.

Как «продавать» театр

С 15 по 17 октября в Молодежном театре Алтая прошли три семинара Кирилла Крока – директора Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова (Москва). Темой занятий стали эффективный контракт и особенности театрального маркетинга. Прежде чем возглавить в 2010-м один из лучших и самых коммерчески успешных театров страны, Кирилл Игоревич десять лет руководил маленьким московским театром «Модернъ», который принял в плачевном состоянии. Если исходить из того, что единственный объективный критерий оценки театра – это количество проданных билетов, то театр «Модернъ» в начале 2000-х продавал всего 43 процента мест. К тому моменту, как Кирилл Крок ушел в Вахтанговский, этот показатель вырос почти до 95 процентов!

На семинаре, посвященном театральному маркетингу, он призвал директоров провинциальных театров помнить, что сегодня любой театр существует в условиях рынка и вынужден ежедневно выдерживать жесткую конкуренцию с телевидением, халтурной антрепризой заезжих звезд и другими театрами города. 

Что действительно впечатлило, так это методы, которыми Кирилл Крок в бытность директором непопулярного театра, по его словам, «боролся за каждого зрителя». Он радикально изменил принципы работы театральной кассы, лично занялся социологическим исследованием существующей аудитории, чтобы понимать, каким образом в дальнейшем рекламировать театр. Что может привлечь новых зрителей кроме качественных постановок? Экскурсии, творческие встречи с актерами, театральный музей, качественный официальный сайт, членские карты, издание театральной газеты и даже массовые трансляции спектаклей через Интернет! Серьезно, такая практика существует в театре им. Вахтангова, и Кирилл Крок уверяет, что организовать ее не так уж накладно. Если обобщить, то театр должен, во-первых, сам воспитывать свою зрительскую аудиторию, во-вторых, активно продавать билеты, а не ждать, пока их купят.

Директор Бийского городского драматического театра Надежда Полякова, которая не пропустила здесь ни одного мастер-класса, говорит: то, что раньше казалось невозможным, становится вполне осуществимым.

– Вчера Кирилл Крок рассказал об эффективном контракте, о котором у меня были лишь общие представления. Сегодня – такая болезненная тема, как продажа билетов и конкуренция. Правда, он работает на федеральном уровне, а у нас на муниципальном свои нюансы. Например, оптимизация, которая отняла у нашего театра более 20 штатных единиц. Отсутствует финансирование даже на постановки, а это около 600 тысяч в год. И все же мы не сдаемся: постепенно смогли повысить зарплату актерам до краевого уровня, сами приобрели транспорт и постоянно ездим с гастролями по району. Выиграли уже два губернаторских гранта.

Вдобавок к разноплановой фестивальной афише в Молодежном театре Алтая ведущие специалисты ежедневно проводят мастер-классы и творческие лаборатории.

А 19 октября, в последний день фестиваля, состоится лаборатория академика графического дизайна Игоря Гуровича, посвященная созданию театрального плаката. В течение дня Гурович с участниками будет работать над плакатом к спектаклю «Над пропастью во ржи» по повести Джерома Сэлинджера.

Тем временем…

Бийский городской драмтеатр свою постановку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» на фестивальной сцене представил днем 15 октября. Как говорят в театре, режиссер-постановщик Михаил Вороновский «соткал свой спектакль из легкой исторической иронии на контрасте серьезного и смешного».

Вечером 15-го на сцене МТА представил свою постановку Челябинский государственный драматический молодежный театр, причем барнаульский показ «Писем Печорину» совпал с 200-летием со дня рождения Михаила Лермонтова. «Любовная страсть на фоне кавказской войны. Игры в серьезные чувства и игры в завоевателей» – так описывает постановку официальный сайт челябинского театра. Московский режиссер-постановщик Никита Кудрявцев постарался заострить конфликт цивилизации (представленной русскими офицерами) и архаичного сознания «малых народов», сдобрив сценическое действо правдоподобной «этнографией» и живой музыкой. Обстановка, в которую попадает вечно современный Печорин, кажется зрителю особенно тревожной и неуютной.

А 16 октября труппа Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова дважды сыграла на камерной сцене мистическую драму «Дуэль». Собственно, камерной стала обычная сцена Молодежного театра после того, как на ней примостили несколько рядов зрительских мест. Перед началом спектакля режиссер-постановщик Александр Гречман объяснил зрителям: «Это не какой-то авангард. Просто нам важно, чтобы вы были ближе. Важна ваша поддержка». Главный герой спектакля по пьесе иркутского драматурга Анны Стародубцевой не кто иной, как Пушкин (он же Француз – так его называют лицейские друзья, они тоже появляются на сцене всей своей легендарной компанией). Сюжет закольцован: перед роковой дуэлью поэт вспоминает самые драматичные события и главных людей в своей судьбе. К тому же периодически его с настойчивостью горячечного бреда обступают созданные им же персонажи (Земфира, Пугачев, Ленский, Дон Гуан, Сальери), чтобы потом внезапно поблагодарить за то, что он позволил им воплотиться в слове.

Некоторые реплики вроде «тема закрыта», «вот псих» или «ты сам не свой, ты на пределе», конечно, режут ухо, но общего приятного впечатления, как ни странно, не портят. «Наша задача в том, чтобы свой Пушкин появился у тех, у кого его еще нет», – предупредили в иркутском театре. Так вот, Пушкин здесь совершенно очаровательный и живой, пусть и не всегда безупречный с моральной точки зрения персонаж – его сыграл Сергей Павлов. Но главное, режиссеру и художнику спектакля удалось очень простыми средствами заставить зрителей следить за судьбой поэта, затаив дыхание. Хорошо бы еще барнаульские театралы научились отключать перед камерными спектаклями мобильные телефоны…

Фоторепортаж