Как долго приходится сдавать экзамен на права после нововведений апреля

17:14, 10 июля 2024г, Транспорт 510


Как долго приходится сдавать экзамен на права после нововведений апреля Фото №1

Фото Олег БОГДАНОВ

С 1 апреля 2024 года изменился порядок сдачи экзамена на права. Уже более трех месяцев навыки водителей оценивают по обновленному регламенту. Самое время поговорить с автошколами и Госавтоинспекцией о том, как нововведения отразились на кандидатах в водители и как долго теперь начинающим автолюбителям придется сдавать экзамен на права.

«Зачем эти сложности»

Ключевые новшества коснулись регламента сдачи практического экзамена. Ученикам автошкол разрешили чаще ошибаться – число допустимых штрафных баллов увеличили с 5 до 7. По словам психолога Барнаульского центра высшего водительского мастерства Ларисы Мищенковой, количество успешных попыток при сдаче на права увеличилось, но это не означает, что экзамен стал проще:

– В 2021 году практическое вождение усложнили тем, что объединили два этапа – «площадку» и «город» – в один. При этом число штрафных баллов как было пять, так и осталось, несмотря на то что экзамен стал намного объемнее. Апрельские изменения дали ученикам два резервных балла, но вместе с тем увеличили и цену грубых ошибок. Например, если раньше ты не пропускал пешехода, то получал пять штрафных баллов. Теперь за эту же ошибку получишь семь баллов. В целом ничего сильно не изменилось.

Больше всего будущих автолюбителей возмутил новый порядок пересдачи экзамена. Теперь после трех неудачных попыток прийти на четвертую можно будет только спустя полгода.

 – На это можно только отрицательно реагировать, – продолжает психолог. – У человека, который не имеет опыта вождения и всего полтора месяца ездил на уроках за рулем, навык утратится. Могу на личном примере пояснить. После рождения ребенка я временно не управляла автомобилем. Вернувшись за руль, я поняла, что качество моего вождения сильно упало. И это при стаже 15 лет.

Изначально сдавать практику можно было неограниченное число раз через каждые семь дней. Потом порядок изменили: после первых трех попыток следующая только через месяц. В результате с каждым годом экзамен сдать все сложнее – если 8 лет назад с первой попытки сдавали 50% учеников, то сейчас – всего 10%, отмечают в центре высшего водительского мастерства. Теперь в среднем люди сдают только на пятой – восьмой попытке. По новым правилам такой процесс сдачи займет 2,5 года, и это если не брать в расчет деградацию навыков со временем. Будущему автолюбителю придется постоянно брать дополнительные часы вождения, чтобы вспомнить, как двигаться по автодорогам. К тому же и медицинская справка действует всего год, а результаты теоретического экзамена – полгода.

– Мы знаем, что ученик ездит хорошо – хоть сейчас отправляй его работать в такси. Но как только он приходит на экзамен и в машину садится инспектор – у него начинают трястись ноги и руки. Человек не может показать то, что он умеет, в силу своих психологических проблем, – поясняет Лариса Мищенкова.

В автошколе рассказали и очень показательную историю, когда житель Казахстана переехал в Барнаул и смог сдать на права только с четвертого раза. При этом у него стаж вождения 10 лет. Все эти годы он работал дальнобойщиком, возил грузы в Сибирь и обратно.

– Регламент усложнен очень сильно. Хотят от ученика увидеть навык вождения, который он пока выдать не может. Требования к новичку такие, что не каждый опытный водитель справится. Например, заезд на парковку оценивается не просто с точки зрения безопасности, дается ограничение – допустима только одна корректировка. Зачем эти лишние сложности? – спрашивает психолог.

«Хотели бы встретить их?»

Денис Смирнов, старший инспектор по особым поручениям отдела организации регистрационно-экзаменационной работы управления Госавтоинспекции Алтайского края, рассказал «АП», куда именно движется законодательство:

– Значительных изменений в регламенте нет. В основном продолжается проработка документа, его детализация, добавляются какие-­то новые аспекты. Например, инспектора пересадили с переднего, инструкторского, сиденья назад. Это на руку и ученику, который меньше волнуется, и инспектору, поскольку он раньше и за дорогой следил, и одновременно оценивал действия кандидата в водители.

В среднем по краю сейчас с первой попытки вождение сдает каждый третий ученик автошколы. Причем в крупных городах этот процент падает до 10–15, а в некоторых сельских населенных пунктах, наоборот, превышает 50 и даже доходит до 100%.

На вопрос: «Почему ввели такой долгий перерыв в полгода после третьей попытки?» – инспектор задал мне встречный вопрос: «А ЕГЭ сколько раз в год сдается?» К тому же за рулем цена знаний и навыков намного выше – плохой ученик может погубить и свою жизнь, и еще чью-нибудь.

– Все понимают, что человек, который только отучился, – непрофессионал. У него отсутствуют навыки. Поэтому мы особенно следим за ДТП среди водителей со стажем до 2 лет. И сейчас их количество в крае растет. Подготовка кандидатов в водители – это очень серьезная тема. Некоторые из учеников даже элементарно лево и право путают. Вы представьте их на дороге – это же кошмар! – продолжает Денис Смирнов.

Прокомментировал инспектор и упомянутую выше ситуацию с водителем, который, несмотря на десятилетний стаж за рулем, сдал на права только с четвертого раза:

– У нас положения ПДД практически каждый год меняются. Автолюбители с большим опытом зачастую руководствуются малым, двигаются по наитию. 20 лет за рулем, но многие даже по тем же кольцам неправильно ездят. В обычной жизни его могут пропустить – у него всегда это работало, а на экзамене так не получится. Опытные водители двигаются на основании своего опыта, на автомате, а не по ПДД.

Сотрудник Госавтоинспекции подчеркнул, что цели завалить, придраться к ученикам автошкол нет ни у кого – ни у законодателей, ни у рядовых инспекторов. Если человек уверенно едет, то и вопросов к нему не будет, главное – соблюдать все правила.

– Есть случаи сдачи и по 10, и по 20 раз. Представляете, человек приходил по старым правилам каждый месяц два года подряд. Может, это все-таки не твое тогда? Может, лучше велосипед или самокат? О чем-то это все же говорит. Мы все рассуждаем в ключе, что регламент постоянно усложняют. А вы готовы встретиться с таким водителем потом на дороге? Хотелось бы вам ездить по одной улице с тем, кто сдал с девятого раза? Люди должны понимать, что транспортное средство – источник повышенной опасности, это как заряженный пистолет, который когда-нибудь может выстрелить, – резюмирует Денис Смирнов.

Фоторепортаж