Почему жители Алтайского края не спешат пересаживаться на электромобили

18:16, 23 июня 2024г, Транспорт 603


Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В Госавтоинспекции Алтайского края на учете стоят сотни тысяч автомобилей, и только 3836 имеют возможность использования электродвигателей, из них 3439 – гибридные. Почему бензиновые двигатели остаются такими популярными? И когда мы все пересядем на электрокары? Давайте разбираться.

Всё упирается в политику

Директор одной из компаний Александр Поддубный рассказал «АП», что пока «чистых» электромобилей у него в салоне нет. Около полугода назад в Барнаул завезли китайские гибриды – Chery, однако и они не пользуются особым спросом у покупателей. К тому же у этого бренда бензиновый двигатель работает всегда, а второй ему лишь помогает. Через месяц в продаже появятся полноценные электромобили OMODA, но будет ли на них спрос, покажет время.

Если посетители автосалона и интересуются альтернативными машинами, то только на уровне разговоров, – покупают в итоге бензиновые иномарки, подчеркивает бизнесмен:

– Если брать техническую составляющую, то электромобили отличаются только отсутствием шума и выхлопных газов. Насчет экологичности вопрос спорный.
В городе, где их используют, атмосфера действительно может улучшиться. Но нужно ведь где-то орга­низовать еще производство и утилизацию батарей. Кроме того, и само электричество берется не из воздуха – его выработка тоже зачастую вредит природе.

Инфраструктура хоть и развивается, но очень медленно. Сейчас в Барнауле всего около 20 станций зарядки электромобилей – сразу несколько компаний заняли нишу и конкурируют в этой сфере. И если в краевой столице есть где подзарядиться, то в городах поменьше ситуация намного сложнее. В Новоалтайске таких мест всего два, а в Бийске – одно. Отправиться, например, в Казахстан рискнет только самый смелый путешественник. Единственная зарядная станция на пути – рядом с Алейском – в 126 км от Барнаула, а затем только в городах Семее и Усть-Каменогорске, а это еще 300–400 км. У большинства электрокаров заряда хватает на 400–500 км, а в зимний мороз эта дистанция может сократиться вдвое.

По мнению Александра Поддубного, вопрос развития электротранспорта больше лежит в политической плоскости. В Москве и Санкт-Петербурге, например, для таких машин сделали бесплатные парковки с зарядкой, владельцев освободили от уплаты транспортного налога. В прошлом году по­явилась новая льгота – при покупке отечественных электромобилей государство частично компенсирует стоимость машины. Если власти будут подобными мерами подталкивать людей переходить на «зеленое топливо», то и популярность электрокаров резко подскочит, и инфраструктура подтянется, а затем бизнес оперативно перестроится под новые реалии.

Для тех, кто любит выделиться

Пока тенденция замедлилась и производители, наоборот, частично вернулись к бензиновым двигателям. Год назад Mercedes заявлял, что S-класс теперь будет только «электричками», но, как видим, планы поменялись. Популярную в Европе компактную модель Fiat 500 освободили от ДВС – теперь ее не покупают. И это при развитой инфраструктуре и господдержке.

«Есть страны, даже города, где это хорошо развивается. Недавно был в Шанхае, там 70–80% машин с электродвигателем, это видно по специальным зеленым номерам. А все потому, что сильно развит сервис. Кроме обычных зарядных станций, работают пункты обслуживания, где можно севшую батарею за пару минут поменять на заряженную. Это намного удобнее», – подчеркивает директор автоцентра.

К тому же на популярность электромобилей может влиять и менталитет, считает Александр Поддубный. В России люди любят далекие поездки, сама страна большая, в то время как в Европе на одном заряде батареи можно пересечь все государство. Да и погода там мягче, чем у нас, а это тоже плюс в пользу ДВС.

«Я не думаю, что сторонники электромобилей экономят или заботятся о природе. Кто-то любит инновации, кто-то просто хочет выделиться. Людей, которые готовы платить больше денег из-за экологии и потом мучиться с электрокаром, думать, где его заряжать, – таких единицы», прокомментировал бизнесмен.

Если и перейдём, то не скоро

Производство машины с бензиновым ДВС намного сложнее, продолжает автоэксперт. Чтобы сделать обычный стрелочный спидометр, нужна куча деталей. В электрокарах же все переведено в «цифру», и с современным уровнем технологий сделать несколько мониторов заводам не составляет труда. Поэтому определенную долю рынка новый вид транспорта со временем займет. А вот дальше развитие отрасли может упереться в потолок.

«Все же считают, что инфраструктура – это несложно. Наделали зарядок, и все. Но вот только вопрос, какой объем электроэнергии понадобится. Сети тоже нужно модернизировать, трансформаторные подстанции – нагрузки другие пойдут. И помимо того, чтобы раздать электричество, его же еще нужно где-то произвести», – сказал директор автоцентра.

Резюмируя, Александр Поддубный отметил, что эксперты, которые прогнозируют, что через десять лет электрокары полностью вытеснят привычные нам автомобили на бензине и дизеле, явно спешат с выводами. Для сравнения он напомнил, что водители от механики к автомату переходили десятилетиями и до сих пор на рынке еще есть машины с механической коробкой передач. А переход с бензина на электричество еще более принципиален и трудноосуществим.

Фоторепортаж