Молодежный театр Алтая представил трагикомедию «Русская народная почта»

18:05, 14 января 2019г, Культура 1768


1
1

В декабре на малой сцене Молодежного театра Алтая состоялась премьера трагикомедии «Русская народная почта» по пьесе известного уральского драматурга Олега Богаева. Главную роль исполнил ровесник театра и осенний юбиляр заслуженный артист России Валерий Лагутин.

Театр завлекал зрителей на спектакль обещаниями «битвы Елизаветы II и Владимира Ленина за квартиру ветерана Жукова». Но ироничность постановки молодого режиссера Руслана Гарибова оказалась обманчивой: за какой-то час «Русская народная почта» находит в душе зрителя потаенную чувствительную струну, причем, скорее всего, у каждого – свою особенную. Многие на премьере не скрывали слез.

Похоронив жену, 75-летний ветеран Иван Сидорович Жуков остался в полном одиночестве в ветхой однокомнатной квартире. На сцене – шкаф с распахнутыми дверцами, в нем на деревянных плечиках распялен старый пиджак с тускло поблескивающей медалью. На шкафу – артефакты прошлых времен вроде гипсовой головы Ленина, часов и гармони. Главный герой в трогательной вязаной шапочке, рейтузах и толстых шерстяных носках сидит на табурете, укрывшись пледом. Вспоминая, как никто не пришел помянуть жену на сороковой день и пришлось в одиночестве пить компот из большой кастрюли, он вдруг извлекает откуда-то из-за воротника половник.

Но Иван Сидорович «всегда выделялся смекалкой и талантом на хитрые выдумки»! Вот и сейчас он начинает странную игру: пишет письма самому себе. Сначала – от школьных друзей, которых не видел с юности. Прячет их в часах или на вешалке, потом «находит» и страшно удивляется: «Ох, ну ты смотри-ка, ты смотри! Да-а…» Читает, волнуясь, и немедленно садится сочинять подробный ответ, подложив на колени чемодан: «Здорово, ребята! Это я! Ваш настоящий Ванька Жуков!»

Дальше адресатами переписки становятся директор Центрального телевидения, космонавт Севастьянов и даже английская королева. Пока в день рождения Ивана Сидоровича 31 декабря вымысел не начинает грубо вытеснять реальность. Из шкафа то и дело появляются Елизавета II, Ленин, Чапаев и Любовь Орлова, которым пенсионер будто бы отписал квартиру, да еще сыплются новые письма и открытки – теперь уже от клопов и марсиан, которые спешат поздравить именинника...

«Русская народная почта» Олега Богаева с подзаголовком «Комната смеха для одинокого пенсионера» была опубликована в 1995 году и по сей день остается самой популярной его пьесой. В 1998 году режиссер Кама Гинкас поставил по ней спектакль в театре под руководством Олега Табакова (спустя два года он был признан лучшим на фестивале «Золотая маска»). Пьесу ставили в театрах Петербурга, Тюмени, Тобольска и других городов России, а также в Югославии и Германии, а во Франции по ней создали радиоспектакль.

«Олег Богаев не самый «чернушный» автор, он такой очень театральный и человечный, – объясняет свой выбор режиссер Руслан Гарибов, для которого спектакль стал дебютом на сцене Молодежного театра. – Хотя над текстом мы с Валерием Лагутиным работали очень долго и где-то половину вырезали».

Вырезали аккуратно и, похоже, именно то, что придало бы спектаклю чрезмерный крен в фарс, заодно уничтожили любые поводы для злой насмешки над главным персонажем. Артист Лагутин, который, говорят, поначалу скептически отнесся к материалу, играет своего Ивана Сидоровича тонко и точно: у него старческая походка, застывшее, словно замороженное лицо, взгляд обращен внутрь. Но в этом взгляде – и классическая «честно прожитая жизнь», и какое-то детское удивление, что итог ее именно таков. И выдержать этот взгляд (в пространстве малой сцены МТА артист находится очень близко к зрителю) порой непросто, но и глаза отвести невозможно.

Стремясь уйти от примитивных бытовых или социальных трактовок, авторы спектакля тоже затевают игру. И раз уж автор пьесы вложил в уста английской королевы речь хваткой соседки по коммунальной квартире (еще бы, она же плод воображения простого пенсионера!), то и актриса Ирина Клишевич не ищет какого-либо сходства с Елизаветой II, а играет вот эту самую коммунальную натуру. Как и Игорь Бочериков, Анатолий Новокрещенных и Татьяна Лопатина (соответственно Ленин, Чапаев и Любовь Орлова). А чтобы повысить градус иронии и абсурда, одеты они в футболки с забавными принтами: Ленин в шапочке Бэтмена, Чапаев в черных очках.

Может, потому так трудно ухватить словами, что же трогает в этой смешной и грустной истории. То ли щемящее чувство узнавания, то ли воспоминания – возможно, вообще фантомные, то ли подозрение, что собственная жизнь еще успеет удивить своей тривиальностью.

Фото предоставлено МТА

Фоторепортаж