Большинство отраслей пищевой промышленности Алтайского края продемонстрировало рост по итогам первого полугодия

16:33, 30 июля 2024г, Экономика 105


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Индекс пищевого производства по отношению к первым шести месяцам прошлого года составил 104,3%, объем товаров собственного производства выше на 6% уровня 2023 года.

Главные цифры

– Можно говорить о сложившемся векторе развития, а он положительный, – отметил Александр Большаков, начальник управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышлености и биотехнологиям.

Данных по инвестициям пока нет, но начальник управления прогнозирует их рост, зная о больших объемах реконструкций зерноперерабатывающих предприятий. Кроме того, «Алтайские макароны» ввели в эксплуатацию новый элеватор, ГК «Сигма» в Благовещенском районе начинает строительство комплекса по переработке масличных культур. Стоимость всех этапов реализации проекта оценивается в сумму порядка 15 миллиардов рублей. Это даст значительные инвестиции в отрасль.

Мешает конкуренция

Снижение на 10–15% зафиксировано в мясопереработке. Это связано с тем, что «Алтайский бройлер» после пожара не вышел на уровень прошлого года. Пока он не может восстановить объемы воспроизводства мяса птицы из-за нехватки маточного яйца. Но по обещаниям руководства компании, до конца года фабрика намерена это сделать.

На российском рынке переработки зерновых культур сложилась высокая конкуренция. По основным крупам идем на уровне прошлого года, по гречневой – даже чуть больше, но большая просадка зафиксирована по зерновым завтракам. Хлопья – это высококонкурентный товар, поэтому предприятия ориентируются на потребности рынка: нашли покупателя – произвели для него партию, нет – стоят, так как нет смысла накапливать на складах продукцию, которая имеет ограниченный срок хранения.

Нарастить объемы производства можно только за счет экспорта, считает куратор отрасли. Поэтому компании, которые активно продают за границу, растут, а остальные снижают выпуск. И общий итог – минус 4,5%.

Кстати, по экспорту продукции АПК пока идет отставание от прошлого года. Оно связано с отказом Казахстана закупать российскую пшеницу. Но постепенно дельта сокращается благодаря росту продаж растительного масла в другие страны, в основном в Китай. И до конца года планируется заработать от внешнеэкономической деятельности 550 млн долларов, которые записаны в соглашении между правительством края и Минсельхозом РФ.

Растущие отрасли

Сохраняются хорошие показатели по переработке масличных культур. Производство нерафинированных растительных масел выросло почти на 26%, а рафинированных – на 20% за счет того, что в прошлом году вступило в строй несколько цехов. Кроме того, хорошо работают барнаульский и бийский маслоэкстракционные заводы, компании «Благо» и «Диво Алтая» в Павловском районе наращивают объемы производства.

В молокопереработке сложилась двоякая ситуация. Федеральные сети пускают на свои полки только тех производителей, которые готовы участвовать в акциях по сниженной стоимости. Не все алтайские предприятия готовы дешево уступать молоко, сметану, кефир, поэтому снижают объемы цельномолочной продукции и направляют сырье на товары длительного срока хранения, например сыров. И как результат, их выпуск вырос более чем на 6%. По сырам идет ежегодный прирост, и тенденция сохранится и в этом году.

Александр Большаков отметил, что в этом году ситуация на молочном рынке страны улучшилась. Белорусы меньше демпингуют и завозят к нам сухого молока, а покупательная способность россиян выросла.

Замедлилось падение производства мороженого. Если раньше объемные показатели по этому сладкому продукту ежегодно снижались на 10%, то нынче – только на 2%. Мороженое – товар не первой необходимости и пользуется спросом в основном летом. Возможно, пройдет это жаркое лето и по итогам девяти месяцев мы увидим рост.

– Сегодня главное – не произвести товар, а выгодно его продать, и лучше всего на экспорт, где предлагают хорошую цену, либо в других регионах России найти новые рынки сбыта, – отметил Большаков.

Хорошие показатели продемонстрировали алтайские производители напитков, выпустив их почти на 13% больше. В первую очередь прибавку обеспечила минеральная вода, ее упаковали 2,5 млрд литров в бутылки. Это примерно 50 железнодорожных цистерн!

Иткульский спиртзавод осваивает российский рынок алкогольной продукции, что позволило загрузить линии по розливу водки на 23% сильнее.

– Эта тенденция сохранится до конца года, – уверен начальник «Алтайпищепрома».

Статистика по пиву выросла на 70%. Но это объясняется не реальным ростом производства, а вводом маркировки пенного напитка, под которую попали все, в том числе мелкие пивоварни.

Проблемы

Говоря о проблемах в пищевке, Александр Большаков отметил рост себестоимости продукции. Подорожали упаковка, импортные ингредиенты, транспортные расходы, зарплата.

Сильно выросло жалованье на предприятиях ВПК, и, чтобы остановить туда отток кадров, владельцы предприятий отрасли вынуждены платить больше своим сотрудникам.

У экспортеров усложнились расчеты за отгруженную продукцию. Сейчас каждый платеж проходит в иностранных банках проверку на соответствие заявленным в документах параметрам, во время которой выясняются вся денежно-проводящая цепочка и конечный получатель товара. Это задерживает расчеты до двух месяцев.

– Платежи идут, но риски того, что они могут не поступить, выросли, – предупреждает начальник «Алтайпищепрома».

Фоторепортаж