Чем была территория парка «Изумрудный» в истории Барнаула до середины XX века

08:10, 05 августа 2019г, Общество 8296


1
1

Дорога на Москву, старинное кладбище, ипподром и первый барнаульский аэродром. Все это было на месте парка «Изумрудный» до того, как он стал местом отдыха. Пока барнаульские власти, бизнесмены и общественность решают, как будут восстанавливать «Изумрудный», мы хотим рассказать о том, чем была эта территория в истории нашего города до середины XX века.

1. Храм

В 1885 году городские власти получили положительный ответ на свое прошение к Алтайскому горному правлению открыть за Барнаулом новое кладбище по Московскому (Томско-Московскому или Гоньбинскому) тракту. Кладбище так и назвали – Новобарнаульским. В 1902 году Городской думой было решено построить при нем православный храм.

Первый камень был заложен 26 мая 1903 года, а через пять лет, в 1908 году, храм был открыт. И кладбище, и церковь стали называться Крестовоздвиженскими. По сведениям справочной книги по Томской епархии за 1909/10 год, каменная церковь на новом кладбище в Барнауле являлась приписной к Покровской церкви. То есть прихода у храма не было, он был нужен лишь для отпевания покойников и их поминовения.

А община при церкви сложилась только при советской власти в 1920 годах после изгнания из города колчаковцев. В 1924 году при перерегистрации религиозных общин у Крестовоздвиженской церкви была зарегистрирована община «обновленцев».

25 ноября 1931 года кладбище, которое тогда уже называлось Садгородским, было закрыто. Парк культуры и отдыха открыли 20 июля 1932 года. Церковь 3 октября 1932 года отдали под избу-читальню, которая стала затем библиотекой. В годы Великой Отечественной войны в этом здании работала столовая, потом макаронная фабрика, после – мастерская реставрации электроламп. И только в 1950 году там был открыт планетарий.

2. Планетарий

«Алтайская правда» 15 марта 1950 года писала: «11 марта в городе Барнауле состоялось открытие Планетария. В шесть часов вечера к небольшому домику с куполообразной крышей, расположенному в парке меланжевого комбината, стали прибывать представители общественных организаций и трудящихся города. Здесь выступил представитель московского планетария кандидат физико-математических наук К.Н. Шистовский».

Вот что писала «Алтайская правда» 26 февраля 1952 года о массовом наблюдении за затмением Солнца жителями столицы края: «Никогда еще со времени открытия в Барнауле планетария не было так многолюдно на его астрономической площадке, как вчера во второй половине дня. Тысячи барнаульцев собрались сюда для наблюдения солнечного затмения. Уже с полдня в планетарии шли лекции о предстоящем затмении, а к 4 часам дня они были вынесены к телескопам, установленным в аллеях парка».

3. Границы старого кладбища

На Крестовоздвиженском кладбище похоронены представители всех основных религий. В 1898 году Городская дума отводит к северу от христианского кладбища место под захоронения иудеев. В 1906 году рядом с еврейским появляется лютеранский участок.

Во время Первой мировой войны в городе появились беженцы и пленные. Многие из них остались здесь навсегда. Кстати, именно отсутствие родственников этих умерших и обусловило массовый снос могильных плит и сооружений. Кладбище закрывали дважды – в мае 1931 года для захоронений, а в ноябре уже и для посещений. После чего и начались снос кладбища и обустройство парка и стадиона.

4. Московский тракт

Высоковольтная линия электропередачи, буквально разрезающая парк на две части, служит ориентиром для определения Томского почтового тракта. Эта дорога связывала Барнаул не только с Томском, но и со столицами – Москвой и Петербургом. Она появилась еще до образования на том месте кладбища, когда там росли лишь березы. По этой дороге отправлялось в императорскую казну все добытое на Алтае золото и серебро.

В 1889 году из-за изменения русла Оби было решено устроить переправу в более удобном месте – в Гоньбе. Так появилась развилка нового и старого трактов, позднее около нее и был заложен храм. Определить это место сейчас очень просто: нужно выйти из планетария и смотреть прямо. Под ЛЭП и будет место развилки.

5. Город-сад

Популярная градостроительная концепция «Город-сад» английского социалиста-утописта Эбенизера Говарда была воплощена в Барнауле благодаря большому пожару в мае 1917 года, после которого выгорела значительная часть города.

Барнаульское отделение Русского общества городов-садов было весьма сильным, даже участвовало в выборах в первый городской Совет в сентябре 1917 года наряду с политическими партиями. Оно распространило среди барнаульцев анкету, выявляя желающих жить в новом городе-саде.

Решили строить дома не выше двух этажей на земельных участках до 200 квадратных саженей (около 9 соток) с условием: один дом – одна семья. К строительству приступили в 1918 году. К 1925 году вокруг кладбища уже цвело множество садов. Поэтому его стали именовать садгородским.

Та часть парка, что сейчас отрезана от бывшего кладбища современной ЛЭП с одной стороны и пр. Комсомольским с другой, как раз бывшие сады, цветники и огороды.

6. Железная дорога

Концепция «Город-сад» подразумевала центральную площадь, от которой радиально расходятся шесть бульваров, площадь окружена «зеленым поясом», а вот на внешнем кольце – фабрики, заводы, склады, к которым ведут, само собой, транспортные магистрали.

Как раз по западной границе кладбища и проходила железнодорожная ветка, соединяющая станцию Барнаул с пристанью. Ныне железная дорога перенесена метров на 100 на ул. Парижской Коммуны. Застройка частными домами между ней и парком – остатки того самого города-сада.

7. Ипподром и первый аэродром

Севернее города за кладбищем был организован ипподром, с которого в августе 1913 года поднялся в барнаульское небо первый аэроплан. Летчик Васильев привез летательный аппарат из Новониколаевска (ныне Новосибирск). Стоимость билетов была от 50 копеек до 5 рублей. Для сравнения: за пятерку тогда можно было купить пуд мяса, а за полтинник – курицу.

Своими воспоминаниями о первом полете с читателями «Алтайской правды» 9 августа 1959 года делился пенсионер Подкопаев: «Тысячи барнаульцев, а также и крестьян из окрестных сел, конных и пеших, собрались на ипподроме. У меня, как и у многих моих сверстников, не было не только пяти рублей, но и пятидесяти копеек, поскольку я в то время получал 1 рубль 20 копеек в неделю. Поэтому мне пришлось довольствоваться бесплатным местом на высокой березе, откуда, впрочем, все было отлично видно. <…> Самолет заметно двинулся с места и вот уже запрыгал на рытвинах. Потом еле-еле оторвался от земли, едва не зацепив хвостом забор. Полетав над Обью, повернул обратно и пошел на посадку».

8. Лагерь военнопленных

Первая мировая война началась 28 июля 1914 года. Уже в сентябре в Барнаул начали поступать пленные. К ноябрю 1915 года их насчитывалось более шести тысяч.

Концентрационный лагерь для них был разбит южнее кладбища. Не стоит путать концлагерь в Барнауле с нацистскими лагерями смерти. Пленные хоть работали на тяжелых, в основном землеустроительных работах на улицах города, но получали хорошее довольствие наравне с беженцами – 800 г хлеба и по 100 г крупы и мяса в день.

А в 1915-м команда пленных чехов из этого лагеря даже выиграла кубок Барнаула по футболу.

9. Памятник «Борцам за Советскую власть»

28 мая 1918 года в связи с белым переворотом в Новониколаевске Барнаул перешел на военное положение. Находящиеся в плену солдаты-иностранцы разделились на сочувствующих белым и красным, среди тех и других были люди разных национальностей – немцы, австрийцы, поляки и др., которых впоследствии условно разделили на белочехов и красных мадьяр (венгров).

Вспыхнувший было 11 июня в самом Барнауле мятеж был тут же подавлен. Однако из Новониколаевска началось движение белых в Барнаул. 14 июня Временный революционный комитет принял решение оставить Барнаул и отойти на станцию Алейская. Сочувствующие красным пленные взяли в руки оружие и обороняли железнодорожный мост через Обь, прикрывая отход.

15 июня в город вошли белые и начали массово расправляться со сторонниками советской власти. На территории кладбища среди убитых борцов за власть Советов были в основном участники обороны моста, состоявшие по большей части из бывших пленных венгров. Этим погибшим и воздвигли памятник, который ныне не сохранился.

На архивных фотографиях хорошо видно, что в советские годы монумент был высотой этажа в три, сейчас на этом месте стоит камень на небольшом постаменте. Найти его просто – от планетария возьмите курс в тот угол парка, где есть проход на стадион «Клевченя», асфальтовая дорожка выведет вас точно на памятный камень.

Юрий КРАСИЛЬНИКОВ.

 
Фоторепортаж