1945 - й год: «Железный Феликс». Перечитываем старые выпуски «Алтайской правды»
14:25, 21 марта 2022г, Хроники «АП» 969
Иногда крайне интересно листать старые газеты. Страницы пожелтели, фотки выцвели. Но какие любопытные и бесценные документы, удивительные события и люди! Все пропитано духом истории, которое «перебрасывается» в настоящее. В субботу вышел 30668 выпуск «Алтайской правды». Пять раз в неделю, из года в год. В этом году газете исполняется 105 лет. Мы периодически будем «перечитывать» старые выпуски.
Тонин паровоз
Жительница Барнаула Татьяна Токарева прислала в редакцию фото газеты 1945 года с зарисовкой о своей бабушке Антонине Смирновой. В годы войны она поступила в железнодорожное училище, а затем работала кочегаром и помощником машиниста на паровозе «ФД» — «Феликс Дзержинский».
Железный рекордсмен
Паровоз ФД был в 30–40 годы первым пахарем на ниве железных дорог. В народе — Федя, Федюк, Феликс — советский магистральный грузовой паровоз, производившийся Луганским (Ворошиловградским) паровозостроительным заводом с 1931 по 1941 год. Весил 128 тонн
Максимальная скорость — 60 км/час. Установил рекорд мощности, протащив 80 километров состав весом в 10,5 тысячи тонн.
Дышит, как живой!
Экземпляр «АП» с зарисовкой хранится в семье почти 77 лет.
Я нашел в электронном архиве ту публикацию. Автр – Гр. Ершов. Там много лирики:
«Хотя Тоню пугали громадные колеса с длинными дышлами и особенно — неожиданные ровные гудки, но каждый раз, глядя на огромный локомотив, она останавливалась и подолгу стояла, очарованная красотой и силой этого детища человеческого разума.
- А дышит, как живой! — про себя шептала деревенская девушка…
А у самой уже загоралась зависть к этому молодому парню, который по-хозяйски поднимался по узенькой лестнице в будку машиниста паровоза ФД…»
Мужчины ушли на фронт. И в депо пришли девушки. Тоня – среди них.
«Мама робко спросила: «А выдержишь ли, Тоня? Ведь там одни мужики?» Теперь только Тоня произнесла вслух слова брата:
-Теперь, мама, надо быть сильным. Не бойся. Вынесу».
Начался второй год. И пришел к ним представитель из службы тяги и сказал просто: «девчата, нужны кочегары! Кто хочет на паровоз — скажите, дело добровольное! И Тоня поднялась первой».
Год 18-летняя девушка отработала кочегаром паровоза.
«Быстро проскочил первый год. Тоня писала брату, что уже знает паровоз настолько, что может выполнять обязанности кочегара и даже помощника машиниста. Но на паровоз не пускали — не было еще 18 лет. А учиться надо было два года. Сейчас она с улыбкой вспоминает. как ее сменщик Сашка ну просто таки издевался над ней. Часто, не сделав уборки. он так и сдавал смену: девки должны подметать да чистить, — зло шутил он..
А через 11 месяцев подошел к ней инструктор наставник и сказал:
- Ну вот, товарищ Смирнова, готовься. На днях экзамены. Помощником машиниста будешь.
Тоня стояла перед огромной разноцветной схемой паровоза и бегала глазами от одной детали к другой.
- Ты не робей, — кивнул усатый паровозник. — Мы-то тебя знаем!
«Мой здоровенный!»
Более года Тоня на паровозе — правой рукой машиниста. Реверс, этот таинственный, отливающий серебром рычаг, заставляющий двигаться паровоз как угодно, теперь в руках простой деревенской девушки. И нельзя без восхищения смотреть на Тоню, когда она подходит к своей могучей машине, и ее глаза загораются от счастья:
- Ох ты, мой здоровенный! Ну что, поедем?
Тоня улыбается от нелепости своего вопроса, ведь паровоз не ответит. Но если не любить свою машину, плохо она будет слушаться. А тонин паровоз — послушный. Не болеет И угля сэкономлено за два месяца 11 тысяч килограммов. Вот как Тоня за ним смотрит.
Утраченный дневник
Татьяна написала, что бабушка Тоня водила паровозы до 1955 года. Потом перешла на работу в депо. Оттуда — на пенсию. Умерла в 76 лет. Был у нее дневник, она туда записывала впечатления о работе на паровозе. Но не сохранился дневник.
- Точнее, мы не сохранили, — сокрушается Татьяна.- Очень жаль…