Этот неудобный рублик

ПОПОВА Тамара

Этот неудобный рублик

340

11:23, 15 января 2019г

Корявое и царапающее слово «шринкфляция», которое молниеносно вошло в нашу жизнь с ее очередным подорожанием, как оказалось, может касаться не только «незаметного» уменьшения упаковок. Весьма умело используют этот прием водители маршруток, продавцы магазинов, иные представители сферы услуг, где в ходу – мелкая разменная монета.

Девять яиц в упаковке вместо десяти, 900 граммов молока вместо литра или «усохшая» буханка вместо прежней, полновесной – это арифметика понятная, хотя и лукавая. А вот как себя вести, если «сжимается» емкость стоимости за проезд в общественном транспорте? Причем тихой сапой, плюсом к официальному его удорожанию до 25 рублей.

47-я маршрутка. Доехав до Сергея Ускова, подаю водителю 26, как сложился набор монет, ожидаю рублика сдачи. Но парень за рулем продолжает невозмутимую беседу с кем-то через гарнитуру и явно не торопится рассчитаться с пассажиркой. Сзади напирает очередь из таких же желающих выйти. Что делать? Как поступить? Качать свои потребительские права из-за такой мелочи – вроде неудобно. Выхожу несолоно хлебавши и краем уха цепляю назревающий за моей спиной скандал – это требует сдачи дед с костыльком, видимо, более щепетильный, чем я.

Подобная мизансцена повторяется после Нового года нередко, и не только на городских маршрутах. Хочется верить, что это от «неудобства» расчетов, как говорят кондукторы автобусов: когда проезд стоил двадцать, сдача была «ровненькой, а сейчас – эти рублики, которые проще «простить»…

А в магазинах – «копеечки», тоже вроде стыдно мелочиться. Нам, заметьте,  потребителям и покупателям. Людям, предоставляющим услуги, хоть бы хны. Карман не треснет, дорогие, если с каждого – по рублику?

Навести порядок можем только мы, каждый из нас, ежедневно сталкивающийся с такой несанкционированной, под эгидой неудобства расчетов, накруткой. Доказывать свою правоту и прослыть сутяжником – или плюнуть и оставить все как есть? Этот нравственный выбор человек делает для себя сам. Но на всякий случай приведем инструментарий,  с помощью которого можно бороться, если уж решитесь.

Нужно понимать, что отношения пользователя и исполнителя услуги – это, по сути, публичный договор. Статья 426 Гражданского кодекса РФ включает в эту сферу торговлю, общественный транспорт, связь, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. д. Статья 786 ГК РФ гласит, что документализировать такие отношения можно, получив взамен оплаты стоимости услуги билет, чек, квитанцию…

Отсутствие сдачи у водителя, продавца, оператора абсолютно не должно волновать потребителя. Все иное – нарушения ФЗ «О защите прав потребителей». Обратившись с заявлением в Роспотребнадзор, а в суд – с заявлением, вы окажетесь правы. И если уже решились на «продолжение банкета», не забудьте о доказательной базе – видео происшествия или показаниях его свидетелей.

Фоторепортаж