ЕЗДИТЬ МОЖНО, ВОЗИТЬ НЕЛЬЗЯ?

СКОЛЬКО СТОЯТ КОМФОРТ И БЕЗОПАСНОСТЬ

00:00, 02 июня 2010г, Общество 2321


ЕЗДИТЬ МОЖНО, ВОЗИТЬ НЕЛЬЗЯ? Фото №1

Уже не раз приходилось слышать от кондукторов и от всезнающих пассажиров о весьма вероятной возможности изменения тарифов на проезд в автобусах, говоря проще, о повышении цен на билеты. Реакция пассажиров на такую перспективу, как правило, однозначна ("опять!") и вполне объяснима: кому же охота платить за одну и ту же услугу больше? Объяснения же пассажироперевозчиков о назревшей необходимости повышения цен на билеты и в качестве альтернативы – движения по городу исключительно на "11 номере", то бишь пешком, – встречаются столь же эмоционально: "Слышали уже".

Тем не менее хотелось бы послушать мнение специалиста, и в этом качестве в данном случае выступает исполнительный директор ООО "Барнаул Пассажир Транс" Олег Яблинский.

– Факты, как говорят, упрямая вещь, а они состоят в том, что с 2008 года, когда был установлен ныне действующий тариф на пассажирские перевозки – 10 рублей за поездку в автобусе, – он не менялся, в то время как расходы на эксплуатацию автобусного парка выросли довольно значительно, – рассказывает Олег Петрович. – Судите сами. Статьи затрат выросли по горючему почти на 20%, по запчастям и материалам – от 30% до 50%, увеличены тарифы на электро- и теплоэнергию, почти в два с половиной раза вырос транспортный налог, а также налог на землю. Людей же в автобусах сколько ездило, столько и ездит. Потому доходы наши, естественно, не повышаются, а расходы, как я уже показал, значительно выросли.

– В результате?

– В результате предприниматели не могут повысить своим работникам заработную плату, а значит, удержать своих лучших людей, которые, естественно, идут искать, где лучше им. Главное же состоит в том, что, когда наступает режим жесткой экономии, а перевозчикам сейчас приходится работать именно в нем, неминуемо приходит снижение безопасности движения и культуры обслуживания. Если пробег колес, к примеру, не должен превышать 70-80 тысяч километров, его будут тянуть до 100-120 тысяч, не производится замена подвижного состава и т. д. Всем хочется ездить в новых, надежных и удобных автобусах, но это удовольствие денег стоит.

– А как в этом плане выглядит ситуация в других городах?

– В Москве проезд в автобусе стоит 25 рублей, в Санкт-Петербурге – 22 рубля, и это притом, что затраты на перевозки и у нас, и у них практически одинаковы, только зарплаты у работников предприятий разные. В городах Сибирского региона – Иркутске, Красноярске, Новосибирске – тарифы на услуги по перевозке пассажиров уже с прошлого года составляют 12 рублей.

– Значит ли это, что такая цена на автобусные билеты ждет в скором времени и барнаульцев?

– Пассажироперевозчики не устанавливают цену на билет и потому назвать вам ее сейчас я, естественно, не могу. Все происходит по следующей схеме. Не менее 75% всех пассажироперевозчиков подсчитывают стоимость своих реальных затрат на перевозку одного пассажира и передают эти данные в администрацию города, где специальная комиссия определяет и утверждает размер тарифа. Парадоксальность ситуации состоит в том, что очередное повышение тарифов зачастую воспринимается в обществе как некая прихоть перевозчиков и в то же время никого уже не удивляет и воспринимается довольно привычно, когда почти каждый год 1 января или, скажем, 1 марта происходит регулярное повышение тарифов на услуги ЖКХ, электро- и теплоэнергию и т.д. Люди этого уже ждут и традиционно к этому готовы. А мы из этого алгоритма выпадаем – хотя, с экономической точки зрения, при увеличении затрат должны пропорционально увеличиться тарифы или субсидии из бюджета. Иначе предприятие работать не может.

– Вы говорили, что от размера тарифа зависит в том числе и уровень безопасности движения на автобусном маршруте. Но как это связано с просто безумным лихачеством автобусных "шумахеров", которые зачастую устраивают настоящие гонки по городским улицам, подвергая опасности жизнь и здоровье многих людей? Или это уже другая тема?

– По сути та же самая. Зарплата водителя автобуса у нас зависит от выручки, хотя, в принципе, он, конечно, должен думать не о ней, а только о том, как выдержать график движения, обеспечить его безопасность и культуру обслуживания пассажиров. Потому и находятся такие вот "шумахеры", хотя должен отметить, что в нашей организации они долго не задерживаются, поскольку ни при каких тарифах жизнь и здоровье пассажиров и прохожих риску подвергаться не должны.

Фоторепортаж