Вечные проблемы бытия…

00:00, 01 марта 2013г, Культура 2714


Вечные проблемы бытия… Фото №1

Вышли в свет десять книг, изданных на средства краевого бюджета по результатам краевого конкурса литературных произведений.

Официально…

В 2012 году на краевой издательский конкурс поступило более 100 работ. По результатам конкурса издано восемь тысяч книг десяти победителей. В номинации «Художественная проза» - книга Александра Пешкова «Таежная вечерня. Повести. Рассказы разных лет», в номинации «Поэзия» – Ивана Образцова («За гранью глаз»), Владимира Пасеки («И деревья кажутся людьми») и Владимира Токмакова («Личное дело»).

В номинации «Литература для детей и юношества» вышла в свет книга Анны Никольской-Эксели «Валя offline», в номинации «Краеведение» - работы Геннадия Блинова «История фельдъегерской связи Алтайского края», Елены Ишутиной «Лев Квин: страницы жизни и творчества», Ирины Свободной «Театр Шукшина в России».

В номинации «Первая книга» изданы произведения Александры Малыгиной («Музыка чернил»). Кроме того, впервые по результатам издательского конкурса 2012 года издана книга в номинации «Публицистика» - «Письма из страны великого незнания» Анатолия Кирилина.

 

…и не очень

Каждая из перечисленных выше книг интересна по-своему, и наверняка у каждой найдутся или уже нашлись свои читатели. В газетном обзоре невозможно подробно рассказать обо всех, хотя каждое издание этого заслуживает. Потому коротко и не обо всех. И без комментариев…

 

Что оставим мы?

Свою книгу «Письма из страны великого незнания» Анатолий Кирилин предварил небольшим вступлением, назвав его «Напутствие самому себе». Анатолию Владимировичу немало повезло в жизни, она сводила его со многими по-настоящему талантливыми и просто по большому счету интересными людьми. Они делились с ним своими мыслями, он с ними – своими. И вот «как-то вдруг многие из моих знакомых писателей заспешили оставить сей замечательный мир… Жили и ушли, важно - что оставили после себя. Но как бы там ни было, думая о тех, кто находится за земными пределами, я обращаюсь в первую очередь к живым. Знайте, это и они говорят с вами, они, чуть раньше и глубже постигшие некоторые простые истины. Они оставили нам широкие нивы, вольную даль и высокое небо. Что-то оставим мы?»

 

Читают и перечитывают

«Лев Квин: страницы жизни и творчества» (сост. Е.Н. Ишутина).

Данный сборник – первая попытка собрать и представить материалы о жизни и творчестве Льва Израилевича Квина. В нем впервые публикуются фотографии из личного фонда писателя, документы, содержащие сведения о его литературной деятельности, воспоминания о нем вдовы, коллег, а также общавшихся с ним актеров и художников. Тексты дополнены статьями, опубликованными ранее, но представляющими интерес, так как их авторы, лично знавшие Льва Израилевича, писатели и журналисты, рассказывают о различных периодах его биографии. В сборнике также приведены основные даты жизни и творчества Л.И. Квина и краткая библиография.

В декабре 2011 года среди читателей городских библиотек было проведено анкетирование, которое показало, что книги Льва Квина не залеживаются на полках, их читают дети и с большим удовольствием перечитывают взрослые, впервые познакомившиеся с его произведениями еще в 1960-1980-е годы.

Генеральная линия

В.Н. Токмаков. «Личное дело».

В предисловии к этой книге Михаил Гундарин пишет: «В «Личном деле» мы встречаем Токмакова-лирика. Причем лирика нового типа. Автора, не просто остро чувствующего, но и отвечающего за свои чувства. А это редкость, ибо признак зрелости, которой лирики по­баиваются. Иногда даже кажется, что они сознательно пытаются задержаться в позднем детстве ли, ранней юности... «Творчество - это отрочество», - декламирует один, оставшийся и до глубокой старости 14-летним подростком. «Ведь это осень, муза!» - в ужасе восклицает другой, обнаружив в своих стихах черты совершенства… Отсюда и поэтические истерики, которых мы здесь, к счастью, не наблюдаем.

Токмаков относится к себе и миру, как это принято нынче, с оттенком горького мужества.

На Достоевском сидит стрекоза.

Книга закрыта - устали глаза.

Я на траве полежу полчаса -

И на меня сядет вдруг стрекоза...

…Да, в сборнике хватает и громких фраз, и смелых (скажем так) метафор и деклараций. Но мы видим, что у токмаковского героя есть генеральная линия, путь, на котором много пересадок и перевалочных пунктов, но их нужно в итоге проехать, пронестись мимо подобно ночному экспрессу, издающему звуки, способные случайного прохожего довести до инфаркта…»

 

«Настоящее знаю в лицо»

«Музыка чернил».

Первая книга молодого алтайского поэта Александры Малыгиной, лауреата Пушкинской премии 2006 года. Сюда вошли стихи разных лет: о любви, о смерти, о жизни и обо всем том, что волновало и продолжает волновать поэтов.

По утрам укрощаю пожар волос -

собираю в тугую косу.

Обижается ветер, а я всерьез

притворяюсь, что стала взрослой.

И ленивое времени колесо

торопить не стараюсь больше.

Настоящее знаю теперь в лицо,

пусть продлится как можно дольше.

 

Будто пробуешь на вкус

И.Ю. Образцов. «За гранью глаз».

«Архетипические образы мировой культуры – древо и время прочно прописались в художественном мире Ивана Образцова, – пишет в предисловии к этой книге филолог Сергей Мансков. - Его поэзия существует именно между этими началами (не случайно они самые частотные), которые вольно или невольно притягиваются друг к другу. Вероятно, по этой причине в мире Ивана Образцова минимум конкретики, автора интересует движение времени, отсюда и нескончаемая интонация стихотворной строки, строенные эпитеты, которые дают объемную картину бытия. К оригинальной поэтической технике отсылают и строенные глаголы, не позволяющие прервать движение и четко формализовать окружающее. Доминирование временного плана над пространственным диктует и особую оптику мира: он размыт, не имеет четких границ, излучает разного рода свечение и цветет.

…Главным достоинством стихов Ивана Образцова является объемность бытия. Читая их, включаешь все способы восприятия мира: вдыхаешь, осязаешь, прикасаешься, слушаешь, пробуешь на вкус».

 

Об авторе

А.О. Эксели (Никольская). «Валя offline» («Валя офлайн»).

Лауреат Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Толстого-2012, лауреат II Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее литературное произведение для подростков-2010. С мая 2010 года - редактор сетевого детского журнала. Автор книг для детей и подростков «Город собак», «Приключения черной таксы», «Кадын - владычица гор», «Не страшная энциклопедия чудищ, юдищ и бук».

 

О первом чувстве

А.В. Пешков. «Таежная вечерня. Повести. Рассказы разных лет».

В книгу А. Пешкова включены повести «Таежная вечерня» - о любви и судьбе бывшего детдомовца, который построил в тайге часовню; «Первое имя» - о первом настоящем чувстве молодого парня, а также рассказы разных лет.

По оценке одного из членов экспертного совета конкурса - Дмитрия Марьина, «повести и рассказы А.В. Пешкова затрагивают вечные проблемы бытия: обретение веры, поиск человеком своего места в жизни, попытку найти в наш техногенный и циничный век истинный источник духовности. Язык произведений свеж, совершенен, чувствуется оригинальный авторский стиль изложения. Конечно же, наиболее удачным произведением сборника является повесть «Таёжная вечерня», давшая название всей книге… Автор психологически достоверно и жизненно убедительно рисует портреты персонажей. Перед нами, без сомнения, новый интересный и сильный представитель современной литературы Алтая».

*   *   *

Эту серию с другой не спутаешь

Ответственный секретарь Алтайской краевой писательской организации Союза писателей России Анатолий Кирилин:

- Нынешний конкурс можно назвать конкурсом сплошных открытий. Во-первых, целых четыре поэтических книжки. В литературе поэтов всегда больше, чем прозаиков, но сегодня их числовое преимущество просто разительно. Отразился этот факт и в итогах конкурса.

Вторая отличительная черта конкурса в том, что и в номинации «Первая книга» победил сборник стихов – «Музыка чернил» Александры Малыгиной и из трех номинантов в основном разделе «Поэзия» у двоих вышедшие книги также стали первыми: у Владимира Пасеки и Ивана Образцова. Третья книга – сборник стихов Владимира Токмакова «Личное дело». Ее по качеству издания тоже вполне можно назвать первой. Книги получились очень красивыми и своеобразными благодаря художественному оформлению Валерия Котеленца, и эту серию нельзя будет спутать ни с какой другой.

Впервые за все годы проведения конкурса представлена книга публицистики. Это отрадно. А то среди организаторов конкурса уже ходили разговоры о снятии этой номинации. По моему мнению, это было бы неправильно, поскольку публицистика неизменно актуальна и достойна того, чтобы ее публиковали.

Значительно меньше, чем ранее, среди поступивших на конкурс произведений было прозы. В итоге опубликованы две книги. Кстати, «Таежная вечерня» Александра Пешкова стала для него также первой выпущенной в свет книгой. Способности Александра были отмечены, еще когда он ходил в конце 1970-х в литературную секцию прозы Евгения Гущина, и вот наконец-то его произведения вышли в свет отдельным изданием.

По словам работников библиотек, они испытывают большую потребность в детской литературе, еще больше – в литературе для подростков, и именно к этой серии относится книга Анны Никольской, которая по своим художественным качествам значительно опережает другие представленные на конкурс произведения такого плана. Она одновременно вышла и в Москве, и, по мнению большинства из тех, кто мог эти издания сравнивать, барнаульская книга по своему оформлению выглядит лучше, выигрышнее.

Кроме стихов прозу значительно потеснили краеведческие работы – по истории, хозяйственной деятельности, объемные и, как правило, непрофессионально сделанные книги о жизни районов края, выпуск которых условиями конкурса, в общем-то, и не предусмотрен.

Своеобразие прошедшего конкурса проявилось еще и в том, что среди его победителей лишь один член Союза писателей России, все остальные люди в этом мире официально неизвестные. Думаю, это говорит в том числе и о непредвзятом отношении жюри к предложенным работам: определяли значимость не по орденам и регалиям автора, а по качеству текстов.

Фоторепортаж