Обновление - как воздух

Чего не хватает алтайским заводам

09:40, 23 января 2013г, Экономика 2306


Обновление - как воздух Фото №1

Новый год наши заводы встретили с новой программой «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2013-2017 годы». По заказу краевого управления по промышленности и энергетике документ разработал коллектив ученых Алтайского государственного технического университета во главе с профессором Бородиным. Мы встретились с Владимиром Андреевичем, чтобы поговорить о состоянии и перспективах алтайской индустрии.

Застряли в восьмидесятых

- Скажите, есть ли у нынешней программы принципиальное отличие от двух предыдущих?

- Я бы сказал, что эта программа направлена на развитие промышленности на новом этапе развития экономики края. Предшествующий можно назвать восстановительным после кризиса. Он прошел для промышленности в целом успешно. Мы вернулись к началу 2012 года на докризисный уровень. Но надо идти дальше, сосредотачивая основные усилия на качественном развитии производства, то есть обращать внимание не только на рост объемов. У нас с языка не сходят слова «индекс промышленного производства и темпы его роста». Но кроме объемных показателей есть такие понятия, как финансовая результативность, конкурентоспособность. А для их достижения требуется обновление производственного аппарата, то есть оборудования, технологии, кадров.

Нельзя сказать, что модернизацией никто не занимается, но таких предприятий немного. Можно выделить завод «Ротор», «Алтайвагон», управляющую компания АЗПИ, «Сибэнергомаш», ряд предприятий химической и других отраслей промышленности. На этих предприятиях есть осмысленная политика развития, подкрепленная как собственными деньгами, так и возможностью привлекать заемные ресурсы. Данным предприятиям верят банки и частные инвесторы. Хотя анализ структуры инвестиций, за счет которых предприятия проводят обновление, показывает, что около 90% приходится на собственные средства. Это связано с дороговизной заемных ресурсов. Занимать на условиях, предлагаемых сегодня банками, весьма опасно.

- Почем нынче инвестиционные кредиты?

- Назвать точную цифру сложно. Она в каждом случае своя и зависит от кредитной истории предприятия, от того, насколько сегодняшнее и прогнозируемое поведение на рынке устойчиво и возврат займа реален.

Если говорить в целом о промышленности Алтайского края, то совершенно очевидно, что нам не обойтись без осмысленной государственной политики на федеральном уровне, направленной на обновление основных фондов и технологии. Только за счет собственных средств и скудных региональных ресурсов нельзя достичь цели. А с каждым годом деградация основных фондов в промышленности нарастает, многие предприятия, особенно машиностроительные, застряли на уровне технологий восьмидесятых годов. Это приводит к потере конкурентоспособности, что в условиях ВТО особенно опасно.

Всё, что могли

- Программа предполагает довольно скудное финансирование. Вас как разработчиков ограничили конкретными цифрами?

- Конечно, мы не могли заложить больше средств, чем это предусмотрено краевым бюджетом.

- На поддержку инновационной деятельности выделяется всего по семь миллионов в год.

- В расчет принимались только машиностроительные предприятия, которые заявили о намерении создать новую продукцию.

Мы понимаем, что деньги небольшие, но это те финансовые ресурсы, которые, на мой взгляд, может выделить краевой бюджет, учитывая его состояние.

Сельское хозяйство поддерживается на порядок больше, и такая политика понятна и оправданна.

Говорить о том, что региональный бюджет способен за промышленные предприятия решить проблему модернизации, не серьезно. Для того чтобы осовременить хотя бы треть нынешнего оборудования, требуется больше миллиарда долларов. А у нас весь краевой бюджет – около двух миллиардов долларов.

- Обычно рентабельность инвестиционного проекта выше стоимости ресурсов, привлекаемых на его осуществление, иначе его трудно окупить. Если для наших предприятий заемные средства слишком дороги, не говорит ли это о том, что они предлагают низкорентабельные, экономически невыгодные проекты?

- Во-первых, рентабельность в различных отраслях разная. Например, в химической промышленности она в районе 20%, а в производстве машин и оборудования – 5-6%. И убыточных предприятий там процентов тридцать. Поэтому в машиностроении труднее сформировать собственные средства для инвестиций. К тому же в машиностроении обычно реализуются долгосрочные проекты со сроками окупаемости 7-10 лет. Естественно, что при таких горизонтах планирования инвестиционные риски велики: мало ли что может за это время поменяться в кредитной, налоговой политике государства с конъюнктурой рынка и т.д. Поэтому еще раз повторю, что решение проблемы модернизации требует государственной поддержки на федеральном уровне.

- А как на Западе решаются эти вопросы?

- Насколько мне известно, западные предприятия крайне редко вкладывают собственные средства в развитие. В основном кредитные ресурсы. Но там они обходятся инвесторам за 2% в год, а у нас за 20%.

- Не кажется ли вам более жизнеспособными такие структуры, как холдинги? У них больше ресурсов для инвестиций, больше возможностей для финансового маневра.

- Не всегда так. Мы знаем примеры Алтайского моторного завода, «Барнаултрансмаша», бывшего Рубцовского механического завода. Они находятся в составе крупных холдингов, и тем не менее положение там плачевное.

Не замыкаться в масштабах края

- Почувствовали ли наши предприятия эффект от вступления в ВТО?

- Думаю, нет. Наверное, еще рано. Но в дальнейшем присутствие в ВТО усложнит положение предприятий машиностроения и производство товаров потребительского рынка.

Уже сегодня несладко приходится пищевой промышленности, расположенной в европейской части страны. Она испытывает конкуренцию со стороны белорусской, украинской, польской продукции. На Алтае чувствуется давление на мясном рынке, поскольку достаточно выгодно везти сюда глубоко замороженное мясо. Основная же часть предприятий пищевки вполне конкурентоспособна, в том числе за счет удаленности от зарубежных поставщиков.

- С другой стороны, удаленность затрудняет наш экспорт.

- На внешние рынки пока удалось выйти только зернопереработчикам, остальные довольствуются сбытом в Сибири, в то же время испытывая давление соседей. Видите, сколько в Алтайский край завозится продукции из Новосибирской, Омской и Кемеровской областей?

- Как будет чувствовать себя некогда ключевой сектор промышленности края – сельхозмашиностроение?

- В советское время на сельхозмашиностроение приходилось 26% от всего объема промышленного производства края. Сегодня – на порядок меньше. Но перспективы есть всегда, если ими заниматься. Созданный недавно сельхозмашиностроительный кластер постепенно становится содружеством предприятий, работающих на одном рынке. Они и конкурируют друг с другом, и пытаются проводить общую маркетинговую, техническую политику. Старым руководством кластера подготовлена общая программа разработки и постановки на производство новых видов сельхозмашин. Здесь надо помнить об одном: не могут предприятия этого кластера замкнуться в рамках Алтайского края. Они должны работать на национальном рынке. Примерами может служить Рубцовский завод запасных частей, АНИИТИМ, ТОНАР, которые продают продукцию по всей стране.

Я не думаю, что в 2013 году в этой отрасли произойдут кардинальные изменения, резко начнется обновление основных фондов, появятся новые технологии, поставят на производство конкурентоспособные изделия. Но положительные изменения на предприятиях кластера идут.

Фоторепортаж