Он обещал вернуться…

00:00, 18 декабря 2012г, Культура 2184


Он обещал вернуться… Фото №1

В краевом театре драмы состоялся единственный спектакль Евгения Гришковца.

Правда, это было не последнее творение мастера «Прощание с бумагой», а тот спектакль, который Гришковец привозил еще три года назад в Новосибирск – «+1». «Я вам задолжал», - объяснил зрителям Евгений Валерьевич причину и пообещал совсем скоро, в будущем году, привезти и новое творение. Зрители встретили такое объяснение-обещание очень радостно. Кстати, нашей публике гость, отвыкший от сибирских морозов, подивился: мол, в такую погоду пойти в театр, надо смелость иметь. Он не знал, что публика настолько смела, что не просто пришла, а и приехала «на Гришковца» из ближних сел, Рубцовска, Бийска. Билеты же раскупили чуть ли не за два месяца до спектакля.

«Что это было?» - станут переспрашивать друзей и самих себя счастливчики, попавшие на «+1». Вы много смеялись? Конечно, до слез! Вам взгрустнулось? Да, сквозь улыбку… И в этом суть. Мой сын, например, давно ее сформулировал: «Пока идет спектакль, ухохочешься, а закончится – плакать хочется…» Но печаль эта светла, поскольку катарсис случается при каждой встрече с творчеством Евгения Гришковца. Поверьте, даже если кажется, что нет уже произведений мастера, которых ты не видел, не читал, не слышал… Открытия бывают каждый раз – и при встрече с новым творением, и при десятом просмотре, например, «Планеты» или «ОдноврЕмЕнно».

Да, Гришковца можно разобрать на цитаты – сколько их уже гуляет в народе! Многие благодаря ему узнали о юнге первого класса Джоне Корнуэлле – «Он крутил колесико и умер довольно рано». Иным возвращает веру в хорошее только одна фраза: «И настроение улучшилось!» Не раз, увы, приходилось слышать: «Тяжелые деньги всегда маленькие». И нельзя не согласиться с еще одной цитатой: «Как только у тебя появляется в жизни трудность в виде детей, все остальное становится простым».

Он вышел на сцену в тапочках, и многие догадались: чтобы удобнее было в костюм космонавта облачиться. Того самого, что на Марсе говорит о любви к родине. И в унты замерзающего полярника переобуться из тапочек быстрее. И разуться легко, чтобы босиком, в венке и гирляндах гулять по райским кущам… В разных образах представал перед зрителями Евгений Гришковец на сцене театра драмы. И оставался очень похожим и на себя самого, и на нас всех. Чего стоил один только рассказ о встрече выпускников, о первой школьной любви, наверное, каждый из сверстников писателя подумал: ну это ж все про меня!..

Пьесы любимого автора в записи я видела не раз. Но живой спектакль - это нечто иное. Потому что автор по ходу спектакля может вспомнить случай из гастрольной жизни, очень живо отреагировать на посылы зрительного зала. Разумеется, как ни проси и ни предупреждай, какие-то сотовые телефоны все равно звонят во время действия. Из этого Гришковец разыгрывает целую интермедию – веселится весь зал и совестится хозяйка злополучного телефона. Он на лету ловит другой посыл: кто-то рассмеялся или захлопал в одиночестве - просит зал поддержать товарища, чтобы ему не было так неловко. И зал с радостью бурно поддерживает. И всем зрителям – всем за одного! – становится стыдно, когда Гришковец выглядывает тайного оператора в зале и отчитывает его: «Я семь лет работал над этим спектаклем, а вы выложите его в Сеть в плохом качестве!..» И эти отступления от канвы пьесы нисколько не мешали лично мне: заканчивался один разговор – конкретный, сиюминутный, и продолжался другой – вечный. Вечный, потому что «все о любви, это же ясно…», как сказал Гришковец в самом женском спектакле, в «Дредноутах». О чем бы ни рассказывало любое произведение этого автора, везде найдешь любовь – к детям, родителям (а как вспоминает своих дедушек и бабушек Евгений Валерьевич!..), к городам и весям, к нам, людям. «Вы рассказываете нам, что мы еще живые!» - написал кто-то из благодарных блогеров Гришковцу.

«Меня никто не знает» - с этих слов начинал «+1» автор, и каждый узнавал в герое себя. Причем вовсе не «маленького человека», это подтверждала вся пьеса. Потому что не может быть маленьким человек с такой большой душой. С душой, в которой живет любовь ко многим хорошим людям, будь то родные, близкие, одноклассники, всенародный любимец Штирлиц, Зиновий Гердт, оставшийся в памяти добрым Зямой… Все они, а также и другие персонажи всеобщей истории и частной жизни отдельно взятого писателя прошли перед взором зрителей на экране в конце спектакля. И красивые люди из зала смотрели на экранных красивых людей…

Да, есть те, кто не принимает творчество Гришковца. «И я так могу! А ты еще лучше сможешь!» - доводилось мне слышать не раз. Кто-то называет его мелодекламатором, говорит об отрепетированности импровизации, о внутренней эмиграции в себя апатичного героя… Ксения Собчак после скандальной истории «Гришковец на Первом канале» весьма настойчиво пыталась выявить гражданскую позицию своего гостя. («Гражданская позиция писателя масштабирует самого писателя!» - прямо как на лобном месте «Дома-2» вещала она.) Но Гришковец оставался Гришковцом и напористой хозяйке передачи «Собчак живьем» он подробно, как со сцены в своем спектакле, объяснял: «Грибоедова и даже Горького мы любим и помним не за это. Для меня очень важно продолжать гуманистическую традицию русскую – Чехова, Бунина, и я внятно для себя этим занимаюсь». И все-таки медийная персона выбила признание из своего гостя. Он сказал то, о чем открыто не говорил в своих произведениях: «Я занимаюсь искусством. А в подлинном искусстве всегда есть свобода. Свобода – это и есть некая позиция. Я говорю о любви к жизни и, черт возьми, говорю о любви к родине, как бы не было трудно ее любить…» Но мы-то об этом догадывались…

 

Можно жить в России достойно. Жить бедно, но достойно гораздо честнее, приятнее и интереснее, чем сыто, но стыдно.
Евгений Гришковец.

Справка «АП»
Евгений Гришковец родился 17 февраля 1967 года в Кемерове. В 1984 году окончил среднюю школу и поступил на филологический факультет Кемеровского государственного университета. Срочную воинскую службу проходил на Тихоокеанском флоте. В 1988 году после демобилизации вернулся к учебе. С 1988 по 1990 год занимался в студии и играл в университетском театре пантомимы. В 1990 году организовал независимый театр «Ложа», в котором было поставлено 9 спектаклей.
В 1998-м переехал в Калининград. Тогда он же представил в Москве на зрительский суд свой первый моноспектакль «Как я съел собаку», за который в 1999 году был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Новация» и «Приз критиков».
Гришковец часто гастролирует со своими театральными работами не только в городах России, но и Европы, принимая участие во многих престижных фестивалях (Авиньон, Вена, Париж, Брюссель, Цюрих, Мюнхен, Берлин). Кроме пьес Гришковец пишет книги и записывает музыкальные альбомы. Снялся в главной роли в фильме «Сатисфакция».
У Евгения Гришковца есть кровная связь с Алтайским краем – здесь жил его прапрадед, переселенец из Черниговской губернии Петр Иванович Гришковец.

Фоторепортаж