На языке молодых

00:00, 01 декабря 2012г, Культура 2039


На языке молодых Фото №1

Новая постановка Молодежного театра Алтая «С любимыми не расставайтесь», премьера которой прошла в прошлые выходные, с самого начала демонстрирует готовность режиссера говорить о важном и сложном на языке очень молодого зрителя и достучаться до самых легкомысленных.

Притом что в качестве материала выбрана пьеса Александра Володина, как кажется, прочно укорененная в своей родной эпохе – советских 70-х, и ее специфическими реалиями текст набит под завязку. Однако Дмитрия Егорова, похоже, не посещала мысль сделать трогательное ретро. Спектакль начинается со своеобразного видеоклипа на хлесткую песню Земфиры «Без шансов». Клип – по мотивам пребывания в социальной сети, он проецируется на большой белый экран на сцене: как будто кто-то сидит «ВКонтакте» и меняет статусы, смотрит фотки, слушая песню в плеере. Но зажигается свет, экран оказывается бумажной стеной с дверью, из двери выходит судья – эту роль в премьерные дни сыграл Валерий Золотухин, – и начинается бракоразводный процесс.

Интересно, что многими любимый одноименный фильм с молодыми Абдуловым и Алферовой в главных ролях моментально выветривается из головы, сравнения невозможны. У автора нынешней постановки совсем другой тон да и другие задачи. За те почти сорок лет, что прошли с момента написания пьесы, в нашей жизни успело измениться слишком многое: брачные узы как-то выпали из числа безусловных ценностей, а распад семьи стал обыденностью. Чувствуя это, режиссер иногда вносит в текст косметические изменения, чтобы его могли произносить совсем молодые актеры.

Его спектакль вообще исключительно про нынешних молодых: невыносимо инфантильных и предпочитающих просто не думать о плохом. Однако сама володинская интонация временами отчаянно сопротивляется осовремениванию, она-то принадлежит тому времени, когда крушение семьи воспринималось подлинной трагедией. Может быть, поэтому мелодрама, полная скрытого напряжения и в финале взрывающаяся пронзительной сценой объяснения в любви, на сцене МТА превращается практически в фарс, не дающий надежды на счастливый исход.

Немалая заслуга в том принадлежит и кадрам реальных бракосочетаний, которые зрители периодически видят на стене-экране. В них торжественно-официозные дамы из загса произносят свои пафосные речи о любви, ответственности и старинных традициях, повелевающих обменяться кольцами, которые что-то там символизируют, и скрепить новый союз супружеским поцелуем.

Любопытно, что при всем нескрываемом пессимизме автора постановки спектакль не выглядит назидательным, напротив, он легок и полон юмора. Это что-то вроде наживки, которую зритель должен проглотить, чтобы ближе к финалу вдруг понять, что речь шла как раз о нем. И даже генеральный прогон, состоявшийся перед премьерой (надо признать, еще страшно сырой и местами какой-то неловкий, с затяжными пустыми паузами) показал, что свою главную аудиторию Егоров отлично чувствует. В очереди в гардероб те самые зрители в возрасте «18+», которых и ждут на спектакле, обсуждали поступки героев так, словно узнали в них уж если не себя, то хотя бы своих друзей.

Итак, на сцене стол, стулья, диван, торшер – декорация лаконична и предельно функциональна. Над сценой – несколько разнокалиберных люстр, которые по очереди зажигаются при рассмотрении каждого нового дела о разводе и многозначительно гаснут с ударом судейского молоточка, знаменуя крах очередной «ячейки общества». Сами многочисленные бракоразводные процессы, грустные или смешные, – это фон, на котором разворачивается история молодых супругов Кати и Мити, поссорившихся из-за беспочвенных подозрений.

Митя уверен, что Катя ему изменила, гордая Катя принципиально не оправдывается. Дело доходит до скоропалительного развода, после которого бывшие супруги пытаются начать новую жизнь: Катя переезжает на новую квартиру и в блестящем платьице идет тусоваться в ночной клуб, у Мити завязываются явно тяготящие его отношения с другой девушкой. Но постепенно оба понимают, что их чувства друг к другу никуда не делись. Они сначала гадко ссорятся, стараясь побольнее уязвить, и даже едва не дерутся, потом решают вести себя цивилизованно и сохранить приятельские отношения. Однако подспудное напряжение постоянно прорывается в сценах, здорово придуманных с чисто формальной точки зрения: то Митя в запальчивости бросит чашку в бумажную стену, то Катя, застав его с другой, проходит сквозь эту же стену, да так, что любые слова сказали бы меньше.

По контрасту с этой парой (из двух актерских составов корреспонденты «АП» видели тот, в котором главные роли играют Мария Сазонова и Кирилл Фриц, невероятно настоящие в своих образах) остальные разводящиеся выглядят совсем отталкивающе. Одним смешно и прикольно, и они решают сфотографироваться в такой необычный момент своей жизни. Другим скучно и надо бы побыстрее все оформить, чтобы бежать по важным делам, а третьи уже совсем не могут видеть друг друга.

В такой ситуации судья, спрашивающий о любви, ответственности за детей и возможности примирения между супругами, выглядит фигурой трагикомической и достойной сочувствия. Он-то точно из володинского времени, из совсем другой поры, так что ко всем очевидным смыслам спектакля добавляется еще один – о разрыве между поколениями, старшее из которых еще что-то понимало про любовь. О том же говорит и яркий выход заслуженной артистки России Ларисы Корневой в эпизодической роли: ее героиня приходит по объявлению и, поняв, что заставило Катю и Митю разменивать комнату, говорит наивные, печальные слова о встречах и расставаниях, которые тонут в истерическом хохоте главных героев.

Но, несмотря на все режиссерское старание актуализировать семидесятнический текст, самой бодрой в премьерные дни получилась все-таки сцена в ночном клубе, которой в пьесе, разумеется, не было. Может, потому, что молодым актерам все-таки проще играть не идеи и достаточно условные типажи, а знакомую им жизнь. Мы видим разнузданную вечеринку с непристойными шутками и конкурсами под пошлейшую русскую попсу (поистине шедевральна песня «Я тебя бум-бум-бум»). Но именно в этой сцене, а не в тусклом финальном «Я скучаю по тебе, Митя» и происходит истинная кульминация спектакля. «Я об этом не думаю», – усталый циничный ведущий вечеринки (эту роль по очереди будут играть Алексей Межов и Дмитрий Гомзяков) передает страдающей Кате главную мантру поколения. «Я. Об этом. Не думаю», – как заклинание повторяют пляшущие тусовщики. «Я об этом не думаю!» – в конце концов сдается и сама Катя. Здорово пробирает, и, похоже, именно в умении прятаться от тяжелых вопросов режиссер видит главную проблему.

Фоторепортаж