«Скучно мне без джинсов и роликов…»

Интервью с автором детских книжек Еленой Ожич

00:00, 16 ноября 2012г, Культура 3660


«Скучно мне без джинсов и роликов…» Фото №1

Елена Ожич (Клишина) – известная в Барнауле детская писательница и поэтесса. Окончила факультет филологии и журналистики АлтГУ в 1997 году. В составе театра состояний «Свет» участвовала в постановке «Психоделический рай». Публиковалась в «Ликбезе» и газете «Молодежь Алтая». Один из рассказов был отмечен в номинации «Сильное перо» литконкурса «Русский Stil».

Выпустила аудиокнигу с детскими сказками «Мышиный цирк». Часть тиража была передана учреждениям для незрячих и слабовидящих, детским и школьным библиотекам Барнаула, педагогам начальной школы, преподавателям литературы.

Автор книг «Истории взрослых», «Как я ничего не ела», «Звезды, найденные в лесу». Написанные ею сказки публиковались в сборниках, изданных в Санкт-Петербурге и Германии, а также в интернет-журналах. Одна из них была отмечена второй премией Международного литературно-педагогического конкурса «Добрая лира».

 

- Откуда вдруг такая «болезнь», в смысле тяга к литературному творчеству? Наследственное?

- С моими родственниками это никак не связано, и, насколько я знаю, в нашей семье до меня этим никто не занимался. Началось все в школе. В 123-й гимназии учительница литературы Людмила Александровна «подсадила» весь наш класс на Серебряный век русской поэзии. И тут выяснилось, что буквально каждый из нас что-то пишет: стихи, рассказы, музыку. Но чаще всего стихи. Со стихов началось и у меня, а потом пришла детская проза.

- А, прошу прощения за бестактный вопрос, для кого это все? Ведь, насколько я знаю, в книжку сегодня не стремится заглядывать абсолютное большинство наших детей. Другое дело телевизор, комп…

- Я считаю, что здесь все зависит от родителей. Сужу по своей старшей дочери Арине. Мы ей стали читать книжки очень рано и делали это каждый вечер, невзирая на обстоятельства. Устал - не устал на работе, больной ты или здоровый - книгу ребенку обязан почитать. Такой у нас сложился ритуал. Сейчас ей десять лет и я ей подсовываю книжки, чтобы она читала сама.

- Заставляешь читать?

- Нет. Заставлять не надо. Надо, скажем так, напоминать.

- Твоя первая публикация, когда и как она состоялась?

- Это случилось тогда, когда «Молодежь Алтая» была еще газетой, а в ней была поэтическая страница. Там и появились мои стихи, а затем – в журнале «Ликбез». Все это было во времена моего студенчества. Некоторые мои коллеги по цеху говорили, что они пришли в литературу очень просто - выставили свои произведения в Интернете, и пошло. Мне было очень интересно узнать: возможно ли это в моем случае?

- И как?

- Оказалось, что возможно. Я отправила свой первый опыт в прозе - рассказ «Петрович» - на интернет-конкурс, который проходил в Германии, и он там вошел в спецноминацию. По этому поводу у меня было большое ликование в душе.

- Когда первая твоя книга вышла в свет?..

- В 2010 году, и называется она «Истории взрослых». Это сборник стихов. А в следующем году я выиграла в издательском конкурсе на губернаторский грант, благодаря чему появилась вторая книжка «Как я ничего не ела».

- Я нашел в Интернете упоминания о презентациях твоих книг, о встречах с читателями. Какие вопросы чаще всего задают?

- Я встречаюсь в основном с детьми, и им всем интересно, как стать писателем. Я так подозреваю, что каждый из них пробует себя на этом поле и теперь они ищут путь для развития.

- И как ты им на этот вопрос отвечаешь?

- Я говорю, что для этого, во-первых, нужно много читать. Тогда будет большой словарный запас, без которого писателю никак. Нужные слова будут приходить в нужные моменты, вовремя и точно. Говорю еще, что нужно много работать, что нельзя считать написанный тобой текст чем-то незыблемым, от чего уже нельзя «отрезать» или, наоборот, «пришить», нужно не бояться каждый раз его «кроить».

- Дети после таких разъяснений скучнее не становятся?

- Не замечала. Ведь на такие встречи не простые дети приходят, а те, которым это интересно. Потому слушают, может быть, и на ус мотают.

- А почему все-таки детские книжки?

- А почему ты пишешь другие? Не мы их выбираем, они нас.

- Автор «Незнайки» Николай Носов сказал как-то, что для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше. Что для тебя значат эти слова?

- Что для детей нужно писать честнее, искреннее, зажигательнее, что ли. Во взрослых книжках это тоже нужно, конечно. Но тут… Другим языком нужно говорить – проще, доступнее, но при этом должен быть внутренний, детский такой кураж. Когда накопившиеся в тебе образы, слова нужно выплеснуть наружу. Если там, в голове, что-то вяловато «шевелится» – незачем это и трогать. По крайней мере, у меня так.

- Как ты считаешь, в тебе сохранилось, пусть в какой-то мере, главное богатство детства – способность смеяться, когда смешно, плакать, когда хочется, то есть реагировать на все, что с нами случается, что мы переживаем, естественным образом, а не прятать постоянно свои чувства, молчать, когда хочется высказаться, делать то, что тебе неприятно, что ты считаешь неправильным?

- В книжках или в жизни?

- И так, и так.

- Плакать на людях, когда захочется, я, конечно, не буду, но в силу разума и торжество добра верю по-настоящему. Очень люблю смотреть хорошие сказки по телевизору и читать детские книжки. Думаю, что не каждая мать двоих детей, подбираясь к своему сорокалетнему рубежу, будет кататься на роликовых коньках, а я это тоже очень люблю и делаю. Были у меня попытки убедить себя, что нужно выглядеть как взрослая тетенька, одеваться соответственно, но ничего не вышло. Выдерживать специально взрослое состояние не получается. Трудно это мне – все на каблуках да на каблуках, скучно без джинсов и роликов.

- Сейчас ты ухаживаешь за своей второй, пока крохотной дочерью Варварой и о написании новой книжки, конечно, не думаешь. Или думаешь?

- Хочется что-нибудь детское написать, а что точно – пока не знаю. Есть кое-какие наброски, сюжеты, мысли. Время придет, буду с ними работать. Мне очень интересно писать, я получаю от этого большое удовольствие и потому прекращать литературное творчество не собираюсь.

Фоторепортаж